Зрители смогли увидеть чеховские «Водевили» и детский спектакль «Золотой цыплёнок».
Гастроли Мариупольского русского драматического театра по городам юга России называют не иначе как большим профессиональным подвигом, на который только способны люди культуры. Здание театра превращено украинскими националистами в руины, в нём погибли люди. Утрачен почти весь реквизит. Некоторые артисты покинули Донбасс, а кто-то стал добровольцем, пополнив ряды участников спецоперации. В таких условиях многим покажется, что искусство – вещь второстепенная и для него сейчас не время. Это не так. Театр продолжает жить, вдохновлять, заряжать положительными эмоциями.
– Зрители, которые к нам раньше приходили, встречали, спрашивали, будет ли театр работать. И понимаешь, что мы, в принципе, нужны. В мае мы встретились возле руин театра. Обнимались, а потом начали собирать труппу, – рассказывает режиссёр, актёр Сергей Мусиенко.
Актёры искали любую возможность, чтобы возобновить репетиции. Реквизит собирали всем городом, декорации создавали из подручных средств.
– У меня рубашка из шторы, которую мы в мусоре нашли, отстирали, девочки пошили рубашку. Джинсы мои. Кто-то галстук принёс, получился харизматичный волк, – отмечает исполнитель роли Волка из детского спектакля «Золотой цыплёнок» Игорь Сигнаевский.
Минимум декораций на сцене, скромные костюмы. Даже отсутствие привычных театральных программок актёры из Мариуполя компенсируют пылкой игрой, находчивостью. Все артисты танцующие, поэтому и чеховские «Водевили» насыщены музыкальными вставками, хореографическими номерами. Но и каждая сцена разыгрывается с большим желанием и огоньком. Отставной военный в «Медведе» действительно шумный, резкий и бескомпромиссный, а противостоящая ему молодая помещица только кажется томной романтической натурой.
На фоне происходящих мировых событий трагикомичность «Предложения» в исполнении мариупольских актёров ощущается ещё острее. Сватовство болезного и пугливого молодого человека к дочери своего соседа-помещика идёт совсем не по плану, неожиданно перерастает в подобие геополитического кризиса. С каким искрящимся упорством актёры мариупольского театра воплощают это молодое упрямство и недальновидность!
Программа «Большие гастроли» позволила мариупольцам начать восстанавливать утраченные связи.
– Летом завлит мариупольского театра обратилась с просьбой помочь найти пьесу «Мужчины по выходным». Эту пьесу мы ей выслали, посоветовали, как получить все авторские разрешения, – рассказала руководитель литературно-драматургической части КАРДТ им. М. Горького Людмила Касьяненко.
История взаимоотношений мариупольского театра с нашими творческими коллективами тоже насыщенная, поскольку Крым воспитывал и поставлял молодых актёров, которые на его сцене раскрывали свои таланты.
– У нас государственная школа-студия, и наши актёры – кто уехал в Москву после мариупольского театра, а некоторые, как Инна Хотеенкова, ведущая актриса в Ростове, кто вернулся в Крым. После окончания учёбы туда актёры-выпускники уезжали и очень плодотворно работали, – отмечает Людмила Касьяненко.
Для мариупольского коллектива это 145-й театральный сезон. Он открылся 10 сентября спектаклем-концертом «Минуты вдохновения», который проходил на фоне разрушенного украинскими боевиками здания театра. Уже на следующий день во Дворце пионеров была представлена премьера «Золотого цыплёнка». В целом труппа намерена в этом сезоне представить восемь премьерных спектаклей.
Главная сцена Мариупольского драматического театра будет восстановлена в конце 2024 года. Здание построено в 1960 году и считалось одним из важных символов второго по величине города Донецкой области.
История формирования Мариупольского театра начинается в 1847 году. Поначалу труппа давала спектакли в амбаре или арендованных помещениях, и только в конце XIX века появилось первое здание театра.
Борис СЕДЕНКО