Ты чей, пеликан?
«Крымская газета» узнавала, кто получит золотую птицу
В Ялте перед началом нового учебного года презентовали новую символическую награду для лучших учителей региона – знак отличия «Золотой пеликан». «Крымская газета» полюбопытствовала, кто же получит награду.
Символ самопожертвования
Пеликан издавна считается олицетворением доброты и душевной щедрости, самопожертвования, искренности и самоотверженной любви. Пеликан был символом Петербургского воспитательного дома и остался символом Педагогического университета. Статуэтка «Хрустальный пеликан» – символическая награда Лучшему учителю года России.
«Золотой пеликан» учреждён в Ялте в этом году в рамках Года педагога и наставника. Это форма поощрения педагогических работников всевозможных категорий: победителей Всероссийских открытых конкурсов, муниципального этапа Всероссийских конкурсов профессионального мастерства «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Психолог года России», Всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ, педагогов, подготовивших стобалльников ЕГЭ.
Один из претендентов
В числе претендентов на награду – учитель физики и математики Геннадий Фёдорович Тулупов. Тридцать лет преподаёт он в Кореизской средней школе. За эти годы физик-теоретик, окончивший Симферопольский университет и собиравшийся изучать «чёрные дыры» Вселенной, подготовил к «большой жизни» сотни школьников! И получил все звания, которые подтверждают его высокий профессиональный уровень – трижды «Лучший учитель года», «Лучший классный руководитель», «Лучший сельский учитель» и т.д.
На вопрос: «Не жалеете, что не стали учёным?» отвечает, не задумываясь: «Я правильно выбрал своё направление: в школе я творю! Придумать – это моё!»
Нет ничего невозможного
Честно говоря, удивил. Как-то сложно совместить школьную программу по физике с творчеством. Оказывается, нет ничего невозможного! Главное, суметь заинтересовать школьников, не «задавить» их, подтолкнуть к возникновению идеи и возможности её реализации. Например, старшеклассницы предложили школьный квест – разбились на команды, в каждом специализированном школьном кабинете искали задания и тут же их решали. Победили, понятно, самые сообразительные. Но сколько азарта!
– Главное, вовремя поддержать и дать возможность осуществить всё самим! Когда дети придумывают, это вершина работы наставника! – уверен Геннадий Фёдорович.
Или ещё «ноу-хау» от Тулупова: что делать, если ученик «сидит» в мобильном телефоне и не слышит учителя? Геннадий Фёдорович за полгода провёл в выпускном классе 15 (!) пробных экзаменов по математике. И убеждён, что на уровне подсознания у ребят (даже если они больше смотрят в телефон, чем на классную доску) остаются и условия, и решение задач – ЕГЭ сдали даже те, у кого «вырисовывались» два балла.
Они другие
Сегодня учителя волнуют вопросы, которые, уверена, задают себе не только ученики, но и родители. Первый: «Зачем мне всё это учить, если есть интернет?». Да, сейчас ответ на любой вопрос можно получить с помощью гаджетов.
– Мы должны объяснять детям, как многообразен и прекрасен мир, что он не заключается в виртуальной реальности – он вокруг нас. И он гораздо красочней и интересней, чем это показывает кто-то в экране смартфона, – так формулирует свою задачу как учителя Геннадий Фёдорович.
Не меньше волнует его вопрос развития и применения нейросети: нет предела техническому прогрессу, особенно развитию IT-технологий. И вот уже за нас рисует, создаёт стихи и пишет сочинения самообучающийся электронный мозг…
– Вот тут важно помнить, что наши дети не бездельники, просто они живут в другом мире, у них совершенно иное мировоззрение. Главное, развивать их воображение, возможно, использовать «игру в соперничество», – считает Геннадий Фёдорович.
И физик, и лирик
Сам он умудряется совместить, казалось бы, совершенно разные психотипы, на которые традиционно делят человечество – «физика» и «лирика». Пишет романтические стихотворения, с воодушевлением играет в народном театре «Антре»… Разве можно предположить, что вот эти поэтические строки принадлежат преподавателю физики:
Любовь с войной не совместимы
Как жизнь и смерть, как свет и тьма.
Пусть боги охранят любимых,
Чтоб их не забрала война.
«Очень важно чувствовать, что ты нужен!» – эта жизненная позиция на протяжении всех лет преподавательской деятельности помогает Геннадию Фёдоровичу Тулупову воспитывать неравнодушных и стремящихся к знаниям и успеху школьников.
Коллегией Департамента образования и молодёжной политики Ялты учреждён Знак отличия «Золотой пеликан». Этой наградой будут поощрены 500 педагогических работников Ялты, которые внесли значительный вклад в развитие отрасли образования.
Татьяна АГАРКОВА