Как в начале ноября 1612 года патриоты освободили Москву

Как в начале ноября 1612 года патриоты освободили Москву

Фото: culture.ru
Крымская газета
Как в начале ноября 1612 года патриоты освободили Москву
Воскресенье, 03 ноября - «Крымская газета».

Поход Второго ополчения, возглавленного князем Дмитрием Пожарским и нижегородским земским старостой Козьмой Мининым, спас Россию от смуты и порабощения иностранными интервентами. В начале сентября 1612 года ополченцы в ходе упорного сражения отразили от Москвы сильное войско гетмана Яна Ходкевича, шедшее на выручку полякам, засевшим в Кремле и Китай-городе, а

1 ноября (по новому стилю) взяли Китай-город штурмом, вынудив вражеский гарнизон начать переговоры о капитуляции. 6 ноября 1612 года российское воинство торжественно вступило в Кремль, покончив с оккупацией Москвы наглыми захватчиками…

Десятилетие бедствий

«И что была тогда Россия?» – этим вопросом задаётся в завершающем абзаце своей незаконченной рукописи «Истории государства Российского» Николай Карамзин (по меткому определению Александра Сергеевича Пушкина, «первый наш историк и последний летописец»). 1611 год, на котором обрывается повествование, действительно не сулил стране и народу ничего хорошего. Многие беды, обрушившиеся на Россию, совсем, казалось, сломили её и уничтожили.

Когда со смертью слабоумного Фёдора Иоанновича (сына Иоанна Грозного) пресеклась старейшая на тот момент в Европе династия Рюриковичей (1598), ничто не предвещало страшного разорения и иных ужасов начала XVII века. Мудрое и взвешенное правление Бориса Годунова в качестве временщика при больном царе давало, наоборот, надежду, что, став новым государем, он укрепит державу и облегчит участь простого народа. Но в судьбу Годунова и всего нашего Отечества вмешалась природа и решившие воспользоваться несчастьем внешние заклятые враги.

С 1601 по 1603 год в России лета как такового не было, а зимы отличались особой суровостью. Непрерывные дожди в летние месяцы уничтожали весь урожай на полях. Начался страшный голод. Царь в Москве щедро раздавал неимущим деньги из казны и зерно из государственных запасов. Но масштаб бедствия был слишком велик, и спасти положение не удавалось.

А затем стало происходить и вовсе до этого невиданное. Сначала появился самозванец Лжедимитрий, поддержанный польским королём Сигизмундом. В разгар войны с ним Борис Годунов неожиданно умер. 16-летний Фёдор, сын Бориса, был умерщвлён приспешниками самозванца. Через год был убит и сам Лжедимитрий, но избранный москвичами царём Василий Шуйский не смог пресечь охватившие всю страну бунты, восстания и разбои.

Катастрофу усугубляли вторгшиеся в Россию шайки нового самозванца – Лжедимитрия II. Луч надежды, блеснувший было в виде светлого образа племянника царя – Михаила Скопина-Шуйского, начавшего успешно громить врагов, угас со смертью героя, подло отравленного в Москве завистливыми родственниками непопулярного монарха.

Вскоре за этим последовала катастрофа под Клушино, где оставшуюся без талантливого полководца армию разгромили поляки. Царь Василий был свержен, и пришедшая к власти Семибоярщина не удумала ничего лучшего, как обратиться к польскому королю с предложением возвести на московский престол его сына Владислава.

Сигизмунд согласился, но фактически захотел править Русским государством сам. Это привело к созданию Первого ополчения, однако изгнать поляков из Москвы ему не удалось. Никакого просвета впереди видно не было. Страна оказалась перед мрачной перспективой полной потери независимости…

7-3москва.jpg

Великие патриоты России

В столь ужасной ситуации Россию спасли от позора и унижения выдающиеся личности, явившие всему народу пример стойкости, патриотизма и любви к Отечеству. Старт борьбе с иноземными захватчиками дал патриарх Гермоген. Этот почтенный старец проявил железную волю! Его не смогли сломить ни посулами, ни угрозами. Он твёрдо стоял на том, что православной Россией не должен править король-католик и его польские подручные.

Отчаявшись заставить Гермогена перейти на их сторону, поляки уморили великого русского патриота голодом. Но письма патриарха с призывами к непримиримой борьбе с иноземцами уже успели разойтись по всей стране. Их публично зачитывали на площадях больших и малых городов. Одно из писем пришло и в Нижний Новгород, до глубины души тронув зажиточного торговца, старосту одного из районов города Козьму Минина по прозвищу Сухорук. Он выступил перед нижегородцами с пламенной речью.

Минин призвал соотечественников «не жалеть… имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». И люди решили отдать треть всего имущества для сбора средств на создание хорошо во-оружённой армии, а «бить челом» князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, опытному воеводе, не запятнавшему совесть сотрудничеством с самозванцами и интервентами.

Едва залечивший раны Пожарский не сразу, но согласился, однако выдвинул условие, чтобы ему предоставили в помощники честного человека, который будет ведать финансово-хозяйственной частью ополчения. Таковым избрали Минина, пожертвовавшего на борьбу с врагами Отечества всё (!) своё личное имущество. И надо сказать, что он блестяще справился с обеспечением войска оружием, амуницией, продовольствием и жалованием, а в деньгах у Минина всегда был идеальный порядок!

В отличие от насчитывавшего до 100 тысяч человек, но не имевшего единого командования и плохо организованного Первого ополчения, во Втором было всего 15 тысяч бойцов, но они были отлично экипированы и подготовлены, а общая святая цель и непререкаемый авторитет предводителей обеспечили в войске крепкую дисциплину.

Надо особо подчеркнуть, что в состав Второго ополчения входили не только русские. Среди патриотов России оказалось много представителей народов Поволжья, одних только казанских татар насчитывалось три тысячи! Все они в едином порыве пошли защищать общее Отечество от глубоко чуждых им по духу западных захватчиков. Потому и всенародный праздник, отмечаемый ныне, носит название Дня народного единства!

…Ополчение одержало победу. Наглые интервенты были пленены в Москве, а в 1613 году выборные представители всего российского народа возвели на престол 16-летнего Михаила Романова. И хотя тяжелейшая война с поляками продолжалась ещё несколько лет, Россия в ноябре 1612 года твёрдо встала на путь, который вскоре превратил её в колосса, и сегодня наводящего ужас на наших западных заклятых недругов!

Сергей КОЛДИН



По теме