Крымский ТЮЗ представил первую в этом году премьеру: спектакль «Яна всем нравится (нет)» по одноимённой пьесе отечественного драматурга Игоря Витренко. Вместе со старшими коллегами в спектакле без преувеличения блестяще сыграли воспитанники открытой при театре детской студии «Золотой ключик».
«Полноценный эскиз»
В прошлом году выпускники студии представили зрительскому вниманию так называемую читку пьесы. Представление прошло в рамках второго сезона проекта «PROподростка: предкам на заметку». После читки, которая, по справедливому замечанию худрука Крымского ТЮЗа Андрея Пермякова, представляла собой «полноценный эскиз спектакля», юные актёры и зрители вместе с психологами и автором драматического произведения, присоединившегося к дискуссии по видеосвязи, разбирались в истоках столь чудовищного явления, как травля, или буллинг.
Сюжет незатейлив, но оттого не менее драматичен. Одноклассники всячески травят 16-летнюю Яну после того, как кто-то пустил слух: Яна настучала на Лёшу, из-за чего юношу перевели в другой детдом. Ещё вчера едва ли не лучшая подружка, лестно отзывавшаяся об уме и способностях Яны, отворачивается от неё. Слух воспитанники детдома приняли на веру, заведомо отказываясь допустить, что всё могло быть иначе и Яна вообще ни при чём. По счастью, в распоряжении невинной жертвы появляется видео, которое подтверждает, что стукачом была другая воспитанница детдома, которая не меньше других травила Яну, уверенно обличая ту в собственном грехе. Ситуацию разрешает школьный психолог, которая, по словам Яны, одна «настоящей оказалась».
После каждого представления в театре намерены обсуждать со зрителями буллинг вместе со специалистами – педагогами и психологами.
«А в жизни – по-разному…»
Спустя полгода режиссёру Сергею Толстых удалось в рекордные, казалось бы, сроки яркий эскиз преобразовать в завершённое сценическое полотно. Работа над ним стартовала в начале этого года.
– Костюмы героев минималистичны, их разработал художник театра Димитрий Николаев, – рассказывает художественный руководитель театра Андрей Пермяков. – Там есть и школьная форма, и полицейская. Ребята исправно ходили не только на репетиции, но и на примерки. При том что это старшеклассники, которые совмещают занятия в студии с учёбой в школе и подготовкой к выпускным экзаменам. Димитрий Иванович увидел эту ситуацию как лабиринт, в котором застряла и из которого пытается выйти не только сама жертва. Надо отдельно сказать. что вместе со студийцами в спектакле участвуют артисты ТЮЗа: в частности, Елена Петрова, Алёна Лукашевич, Ольга Майорова, Роман Рыжов. На сдаче спектакля я задал вопрос: для кого мы будем играть? Для сверстников ребят, которые рассказывают эту историю? Или для взрослых? Понятно, что сверстники придут и скажут: да, это про нас. В то же время очень важно, чтобы многие взрослые, которые пока ещё не воспринимают эту проблему всерьёз, осознали: это касается многих.
Худрук посетовал на то, что после премьеры будет нелегко удерживать спектакль в репертуаре – почти все исполнители ролей в конце весны завершат обучение в студии.
– Но мне хочется, чтобы режиссёр и его воспитанники нашли возможность подержать его в репертуаре какое-то время, – признаётся Андрей Пермяков. – В сентябре спектакль будет играть уже другой состав. Нынешние же ребята – очень классный состав. Как нынче принято говорить в кино, точный кастинг. В спектакле много напряжённых моментов, там есть искренние подростковые слёзы, крик души, боль, попытка разобраться в ситуации. Но благо у этой истории красивый, светлый финал. А в жизни бывает по-разному…
Василий АКУЛОВ