10 августа 2025, 15:00

Склони голову перед знанием
В Бахчисарае расположен удивительный памятник истории и культуры – Зынджырлы-медресе.
Обитель просвещения и духовности встретила 525-летие.
Мир входящему!
Приземистое белокаменное здание по виду напоминает небольшую крепость. Мемориальная плита с арабским текстом сообщает, что медресе построил хан Менгли Герай в 1500 году. Над входной дверью свисает массивная кованая цепь (в тюркских языках «зынджыр»). Предание гласит, что её повелел укрепить правитель Крымского ханства, дабы каждый, кто переступает порог обители науки, низко склонил голову перед человеческой мудростью и величием Аллаха.
Это требование кажется очевидным. Однако сама конфигурация преграды имеет глубокий смысл: три точки крепления могут символизировать три аспекта творения – материальный мир, разум и душу, а центральная точка, как будто застывшая в воздухе, но надёжно удерживаемая звеньями, олицетворяет истинное знание, которое держится на равновесии, тайне и волевом усилии.
Гнездо просвещения знаменовало собой новую эпоху в истории Крымского ханства: завершился период смут и междоусобиц. Властитель молодого государства переместил резиденцию с вершины неприступной скалы в благодатную долину, утопающую в садах. Здесь наряду с дворцовыми зданиями, соборной мечетью был возведён и величественный мавзолей – последнее земное пристанище «хаканов двух морей». А рядом вырос зримый образ непрерывности жизни и стремления к познанию её законов – высшее учебное заведение в исламском мире Средневековья. Выпускники медресе, получив мощную духовную закалку, становились священнослужителями, учителями, судьями, чиновниками – опорой власти.
Язык развивает ум
Студенты обучались в медресе 9 лет, постигая Коран, арабский язык, философию, логику, правоведение и даже астрономию. А после присоединения Крыма к России в XVIII веке всё большее значение для крымских татар приобретало изучение русского языка как средства социальной адаптации.
Большую роль в налаживании диалога между нациями сыграл Исмаил Гаспринский – выдающийся просветитель и общественный деятель. Будучи автором концепции национальной школы, он рассматривал образование как путь к возрождению мусульманской культуры и активно внедрял методики преподавания русского языка в систему образования соотечественников.
В 1870 году бахчисарайские медресе специально посетил Константин Ушинский. Он был приятно удивлён, узнав, что его учебник «Родное слово» успешно применяется для обучения будущих религиозных деятелей. «Отец российской педагогики» особо отметил работу Исмаила-аги – юного единомышленника, весьма уважаемого и коллегами, и учениками.
Спустя 30 с лишним лет Гаспринский добился строительства в медресе нового, добротного двухэтажного здания. А когда «дедушка тюркской нации» завершил жизненный путь, его похоронили на территории alma mater.
Сеять разумное, доброе, вечное
В 1917 году, когда страну сотрясали жестокие геополитические бури, тяжёлая цепь над входом в старинное здание оказалась сродни якорной, способной удержать ковчег знания в бушующем океане безвременья. На базе Зынджырлы-медресе был создан педагогический институт, получивший имя Менгли Герая. Светское учебное заведение намеревалось продолжать миссию предшественника, уделяя особое внимание вопросам духовности – в частности, богословия.
С окончательным установлением советской власти мусульманский вуз был упразднён. Но, как говорится, свято место пусто не бывает: в постройках обосновался педагогический техникум, затем – медицинское училище, находившееся тут до начала Великой Отечественной войны. Таким образом, «храм учёности» исполнял своё предназначение 440 лет, оставаясь одним из старейших специализированных учебных заведений в Восточной Европе.
Провидение оказалось милосердным к уникальному памятнику истории и культуры. Прикоснувшись к цепи, полюбовавшись арабской вязью, вспомните три заповеди, которыми руководствовались лучшие умы: «Вера помогает умным», «Только знающий будет уважаем и любим», «Власть – ничто, если управлять, не зная и не веруя».
Иван КОВАЛЕНКО, крымовед
Читайте также: Образование для добродетели: как в Крыму зарождалось искусство воспитания
В Бахчисарае расположен удивительный памятник истории и культуры – Зынджырлы-медресе.
Обитель просвещения и духовности встретила 525-летие.
Мир входящему!
Приземистое белокаменное здание по виду напоминает небольшую крепость. Мемориальная плита с арабским текстом сообщает, что медресе построил хан Менгли Герай в 1500 году. Над входной дверью свисает массивная кованая цепь (в тюркских языках «зынджыр»). Предание гласит, что её повелел укрепить правитель Крымского ханства, дабы каждый, кто переступает порог обители науки, низко склонил голову перед человеческой мудростью и величием Аллаха.
Это требование кажется очевидным. Однако сама конфигурация преграды имеет глубокий смысл: три точки крепления могут символизировать три аспекта творения – материальный мир, разум и душу, а центральная точка, как будто застывшая в воздухе, но надёжно удерживаемая звеньями, олицетворяет истинное знание, которое держится на равновесии, тайне и волевом усилии.
Гнездо просвещения знаменовало собой новую эпоху в истории Крымского ханства: завершился период смут и междоусобиц. Властитель молодого государства переместил резиденцию с вершины неприступной скалы в благодатную долину, утопающую в садах. Здесь наряду с дворцовыми зданиями, соборной мечетью был возведён и величественный мавзолей – последнее земное пристанище «хаканов двух морей». А рядом вырос зримый образ непрерывности жизни и стремления к познанию её законов – высшее учебное заведение в исламском мире Средневековья. Выпускники медресе, получив мощную духовную закалку, становились священнослужителями, учителями, судьями, чиновниками – опорой власти.
Язык развивает ум
Студенты обучались в медресе 9 лет, постигая Коран, арабский язык, философию, логику, правоведение и даже астрономию. А после присоединения Крыма к России в XVIII веке всё большее значение для крымских татар приобретало изучение русского языка как средства социальной адаптации.
Большую роль в налаживании диалога между нациями сыграл Исмаил Гаспринский – выдающийся просветитель и общественный деятель. Будучи автором концепции национальной школы, он рассматривал образование как путь к возрождению мусульманской культуры и активно внедрял методики преподавания русского языка в систему образования соотечественников.
В 1870 году бахчисарайские медресе специально посетил Константин Ушинский. Он был приятно удивлён, узнав, что его учебник «Родное слово» успешно применяется для обучения будущих религиозных деятелей. «Отец российской педагогики» особо отметил работу Исмаила-аги – юного единомышленника, весьма уважаемого и коллегами, и учениками.
Спустя 30 с лишним лет Гаспринский добился строительства в медресе нового, добротного двухэтажного здания. А когда «дедушка тюркской нации» завершил жизненный путь, его похоронили на территории alma mater.
Сеять разумное, доброе, вечное
В 1917 году, когда страну сотрясали жестокие геополитические бури, тяжёлая цепь над входом в старинное здание оказалась сродни якорной, способной удержать ковчег знания в бушующем океане безвременья. На базе Зынджырлы-медресе был создан педагогический институт, получивший имя Менгли Герая. Светское учебное заведение намеревалось продолжать миссию предшественника, уделяя особое внимание вопросам духовности – в частности, богословия.
С окончательным установлением советской власти мусульманский вуз был упразднён. Но, как говорится, свято место пусто не бывает: в постройках обосновался педагогический техникум, затем – медицинское училище, находившееся тут до начала Великой Отечественной войны. Таким образом, «храм учёности» исполнял своё предназначение 440 лет, оставаясь одним из старейших специализированных учебных заведений в Восточной Европе.
Провидение оказалось милосердным к уникальному памятнику истории и культуры. Прикоснувшись к цепи, полюбовавшись арабской вязью, вспомните три заповеди, которыми руководствовались лучшие умы: «Вера помогает умным», «Только знающий будет уважаем и любим», «Власть – ничто, если управлять, не зная и не веруя».
Иван КОВАЛЕНКО, крымовед
Читайте также: Образование для добродетели: как в Крыму зарождалось искусство воспитания