Версия для слабовидящих
Штрафы на 1,3 млрд рублей, "паутина", вычисляющая нарушителей и исчезающие крымские номера 777: интервью начальника УГИБДД МВД Крыма

Штрафы на 1,3 млрд рублей, "паутина", вычисляющая нарушителей и исчезающие крымские номера 777: интервью начальника УГИБДД МВД Крыма

Фото: Гала Амарандо
Крымская газета
Штрафы  на 1,3 млрд рублей, "паутина", вычисляющая нарушителей и исчезающие крымские номера 777: интервью начальника УГИБДД МВД Крыма
Пятница, 02 февраля - «Крымская газета».

О том почему крымчане перестанут ездить на номерах с 777-м регионом, как наказывают тех, кто прячет номера авто, а также о рыбалке, футболе и жизненном кредо «Крымской газете» рассказал начальник УГИБДД МВД по Республике Крым Анатолий Борисенко.

Не спрятаться,не скрыться

– Анатолий Владимирович, многие ведомства жалуются, что сотрудников не хватает. Как у вас с этим?

– У нас сейчас небольшой некомплект в пределах 4-5%. Кандидаты есть, просто ещё не оформлены. Могу сказать, что численность личного состава позволяет нам выполнять поставленные задачи. При увеличении количества задач будем решать кадровый вопрос в оперативном порядке.

– А техники хватает?

– Техники хватает, грех жаловаться. Спасибо главе республики, который помог нам в обеспечении техникой в достаточном количестве! Национальный проект «Безопасные качественные дороги» тоже оказал большую помощь.

– Как у ваших сотрудников начался год? Много уже задержано пьяных за рулём или крымчане массово переходят на ЗОЖ?

– По графику новогодние праздники половина сотрудников ГИБДД встретила дома в кругу семьи, остальные несли службу. По аварийности в эти дни наметилась положительная динамика на снижение (не хочу сглазить). А вот искоренить вождение в нетрезвом виде, к сожалению, пока не удаётся. Только за первые три недели года задержаны 340 водителей в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Некоторые из них были задержаны за повторное управление в состоянии опьянения.

За весь прошлый год мы задержали 7 743 водителя с признаками алкогольного и наркотического опьянения, а также за отказ от медосвидетельствования.

– Верховный Суд РФ разъяснил, что в случае повторного управления в нетрезвом виде автомобиль подлежит конфискации...

– Да, в рамках 264-й статьи УК РФ. В Крыму уже есть три случая, когда по решению суда изымалось транспортное средство за повторное нарушение. Что с ним происходит далее? Решает суд.

– Нарушителей с крымскими номерами несложно привлечь к ответственности, а делается ли это в отношении жителей других регионов?

– Мы оформляем достаточное количество материалов в отношении водителей не только местных, но и приезжих. Все, кто въезжает на территорию Республики Крым, несут ответственность и при нарушении правил дорожного движения подвергаются административному воздействию. Более того, мы мониторим транспортные средства, водители которых не оплачивают штрафы. Смотрим с помощью информационно-аналитической системы ГИБДД «Паутина» их передвижение по территории рес-публики и точечно работаем, в том числе по транспортным средствам с украинскими номерами.

Лоб в лоб

– Насколько увеличился поток машин в Крыму за последние годы?

– В среднем за год в республике до 100 тысяч транспортных средств ставят на учёт, не считая перерегистрации. Но немало транспортных средств и снимают с регистрации. Если сейчас посмотреть статистику, то более 700 тысяч транспортных средств стоит на учёте в Республике Крым.

Номера региона 777 ещё можно получить в Крыму?

– Сейчас мы привязываемся только к 82-му региону. Если транспортное средство зарегистрировано в Крыму, а номерной знак другого региона или 777, на нём можно ездить и дальше. Но как только владелец авто обратится в МРЭО, например, за восстановлением утерянного номера, мы выдаём привязанный к 82-му региону.

На моём личном автомобиле тоже, кстати, регион 777. Как изначально в 2014 году приобрёл его в Москве с теми номерами, так и езжу, пока не понадобится обращаться в МРЭО.

– На какой машине ездите? А номера у вас крутые, узнаваемые?

– У меня «Тойота», а номера обычные...

– Всех потрясла трагедия на трассе М-11 «Нева» в Новгородской области, где произошло массовое ДТП с участием 66 автомобилей. По одной из версий, виновник аварии ехал на машине с неподходящей для зимы резиной. А вот сотрудники Госавтоинспекции вообще проверяют «обувь» автомобилей или в тёплом Крыму можно расслабиться?

– Прежде всего хочу поблагодарить вашу газету, в которой неоднократно в преддверии зимнего периода давали информацию о том, что для безопасности необходимо менять сезонные шины. Ездить в зимний период на зимней и на летней резине – это большая разница. А вот шипованная, считаю, для Крыма неактуальна. Говорю как человек, который управляет автомобилем с 1982 года.

ДТП, о котором вы говорите, произошло из-за того, что у водителя только спереди стояла зимняя резина, а сзади – летняя. Конечно, сотрудники Госавтоинспекции обращают внимание на то, сменили ли резину владельцы транспортных средств. При ДТП есть специальный акт осмотра технического состояния транспортного средства, в котором это всё указывается.

– Самой опасной у нас всегда считалась ялтинская трасса. И это понятно: сложная горная дорога. Но в последнее время растёт количество ДТП и на «Тавриде». В чём причина?

– По поводу «Тавриды» я бы так не сказал. Только за прошлый год там снизилось количество ДТП на 30%. Одна из основных причин дорожно-транспортных происшествий – это выезд на встречную полосу движения. Раньше на «Тавриде» было две полосы движения, но поэтапно ввели четыре. Это уже повлияло на снижение аварийности. Кроме того, мы поставили на проблемных участках трассы комплексы фото- и видеофиксации, благодаря которым на «Тавриде» сошли практически на нет резонансные происшествия. За весь прошлый год на «Тавриде» было совершено 60 ДТП, в которых 67 пострадавших и 16 погибших. Это из 1 438 ДТП по всему Крыму, в которых было 1 773 раненых и 233 погибших.

Плюс ко всему у нас есть спецбатальон при управлении Госавтоинспекции. Он выезжает, если в каком-то районе возникают проблемы и заторы. Вы сами видите, что мы усилили контроль на автодороге Ялта – Алушта – Симферополь (в народе её называют московской трассой), которая идёт от Джанкоя. Потому что в связи со спецоперацией вырос автомобильный поток, пошло движение военной техники и стали чаще происходить ДТП. В чём причина аварийности? Там много опасных участков, а дорога в две полосы. Вот и происходит выезд на встречную полосу. Учёные давно доказали, что если две скорости автомобилей сложить в одну, то получится удар такой мощности, как если бы вы на максимальной скорости влетели в бетонную стену.

– Пешеходы в тёмное время суток тоже добавляют аварийности...

– Естественно, нас очень волнует проблема с пешеходами. Возросло количество ДТП с погибшими пешеходами в тёмное время суток вне населённых пунктов из-за отсутствия на одежде световозвращающих элементов. Всего в прошлом году произошло 343 ДТП с участием пешеходов, из них 289 получили ранения различной степени тяжести, 65 спасти не удалось. Год только начался, а у нас уже 18 ДТП с участием пешеходов, 17 раненых и один погибший.

Хотелось бы, чтобы не только на уровне Госавтоинспекции решалась проблема. Надо начинать со школьной детской одежды. Небольшая световозвращающая полоса на куртке или обуви кажется простой мелочью, но может спасти жизнь человеку.

Не устану повторять, что без-опасности на дорогах родители должны постоянно учить детей. Не раз видел, как на запрещающий сигнал светофора ребёнок перебегает дорогу, а мама его догоняет и бьёт. Не надо бить, надо просто держать за руку у дороги. И главное – быть примером.

«Нажми на кнопку –получишь результат…»

– Часто сотрудники Госавтоинспекции вручную регулируют движение на Куйбышевском кольце в Симферополе. Водители жалуются, что пробка становится ещё больше...

– Неправильно считать, что с появлением наших сотрудников увеличиваются пробки. Давайте послушаем мнение водителей и пассажиров общественного транспорта. Никто из них не возмущался, когда перед новогодними праздниками мы выставили патрули на все кольца, чтобы минимизировать заторы в городе и регулировать транспортные потоки.

По поручению Сергея Валерьевича Аксёнова в прошлом году было выделено 110 миллионов рублей на реконструкцию светофорных объектов в Симферополе. Сдано 33 объекта, 25 – в процессе. На светофорах будут установлены камеры, к которым подведут Интернет, чтобы считывать дорожно-транспортную обстановку. Нажатием одной кнопки наш оператор сможет регулировать потоки машин, и необходимость в наличии там инспекторов отпадёт.

Например, возьмём район Куйбышевского кольца. Если мы увидим, что на улице Куйбышева мало транспорта и светофор горит зелёным, а на перпендикулярных улицах большие пробки, мы сможем его переключить.

– На дорогах Крыма уже установлено более 900 камер фото- и видеофиксации. Планируете ли увеличить их количество, например, добавив камеры, фиксирующие ремень безопасности или другие нарушения (разговоры по мобильному и т. д.)?

– Сейчас в Крыму 12 камер, фиксирующих использование ремня безопасности. Хочу сказать сразу, что установка камер фото- и видеофиксации происходит по рекомендации Госавтоинспекции, но основанием является аварийность. Если появятся новые аварийно опасные места и надо будет фиксировать обгон, нарушение правил проезда перекрёстка, скоростной режим и так далее, будем давать рекомендации. То же самое касается новых объектов, например, автомобильной дороги Донское – Перевальное.

При этом мы не стремимся ставить камеры на каждом перекрёстке, тем более не намерены их прятать. Вы прекрасно знаете, что, добавляя камеры фото- и видеофиксации, мы всю информацию о них выкладываем на своём официальном сайте. Там каждый может её посмотреть. Кстати, мы одни из первых в России стали показывать, где установлены камеры.

– И сколько собрали штрафов за прошлый год? Какие самые частые нарушения допускали водители?

– В 2023 году взыскано почти 1,3 млрд рублей, оплата по начисленным штрафам составила 93,23%. То есть практически все исполнили наложенные наказания.

Камеры фото- и видеофиксации в основном выявляют превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, проезд перекрёстков на запрещающий сигнал светофора, движение по общественной полосе. Вот эти нарушения мы преимущественно и фиксируем. Среди них не первый год лидирует превышение скорости. По ремням безопасности это был эксперимент, который мы пока не планируем масштабировать. Камеры были установлены в рамках пилотного проекта, призванного напомнить водителям об ответственности.

– Чтобы уйти от наказания, водители нередко скрывают номера. Как боретесь с этой проблемой?

– Наша информационно-аналитическая система «Паутина» фиксирует все нарушения правил дорожного движения. Мы видим транспортное средство, вносим его в «Паутину», выявляем, а водителя привлекаем к ответственности. Также работаем по подложным номерам или их полному отсутствию, по тем водителям, которые лишены права управления. Акцентируем внимание патрулей, нацеливаем на такой транспорт. Так что такие машины мы отслеживаем, без внимания они не остаются. Это довольно острая проблема, ведь при совершении дорожно-транспортного происшествия легче искать машину, на которой есть номерной знак.

В прятки с инспектором

– Вы много лет работаете в Госавтоинспекции. Как считаете, сильно изменились задачи ведомства?

– В Госавтоинспекции я уже 38 лет, начинал работать в Санкт-Петербурге, через три года вернулся в Крым. Да, я местный. Родился в селе Скворцово Белогорского района (ныне Клёновка Симферопольского района). Там жили мои родители, а брат и сейчас там.

А какие задачи у Госавтоинспекции могут быть? Только обеспечение безопасности наших граждан. Если посмотреть всю динамику и сравнить (а я работал и в Советском Союзе, и при Украине, и в Российской Федерации), могу сказать, что при СССР было комфортнее работать Госавтоинспекции. Водители были более дисциплинированными. Был компостер водительских талонов СССР (у меня он до сих пор лежит). Три дырки компостером за нарушение ПДД – и лишение прав. Люди не бросали машины под запрещающими знаками, потому что знали, что за это могли снять номерной знак. Была ответственность. А сейчас, если поставили машину под запрещающим знаком, инспектор ничего не может сделать, если в салоне нет водителя. А он тем временем из-за угла выглядывает и ждёт, когда автоинспектор уйдёт.

Законодательную базу нужно ужесточать. Я сторонник того, чтобы за управление транспортом в состоянии опьянения сразу изымать водительское удостоверение. После суда нам приходится разыскивать водителей, лишённых права управления, а они говорят, что потеряли права. Но открою секрет: тех, кто не сдаёт водительское удостоверение, мы вносим в базу и отслеживаем по передвижению транспортного средства, останавливаем и изымаем водительские удостоверения, тем самым исполняем решения суда.

При вхождении Крыма в состав Российской Федерации мы передали много нашего опыта в Главное управление Госавтоинспекции, который кое-где переняли. Например, я не дал возможности проводить перерегистрацию транспортного средства, не пригоняя автомобиль в МРЭО. Много подвергался критике, но сколько мы установили угнанных, похищенных и перебитых машин – вы бы только знали! Сейчас пытаюсь возобновить регистрацию всего транспорта. Помните, раньше у нас регистрировались мопеды? Сейчас этого нет. А ведь когда мы начали их регистрировать в Крыму, тоже раскрыли массу угонов и краж.

– На многострадальном перекрёстке возле нашей редакции (улицы Козлова и Футболистов в Симферополе) очередная авария. Когда там будет безопасное движение? Уже думали священника попросить освятить...

– Буду встречаться с главой администрации Симферополя Михаилом Афанасьевым, обсудим, что можно там сделать. А по поводу священников – почему бы и нет? Наши инспекторы ездят с ними по дорогам и освящают самые проблемные участки. Кроме того, на Крещение к нам всегда приходит батюшка и проходит по всем кабинетам. Главное – в это верить.

блицопрос

– С чего начинается ваш день?

– С зарядки, а в 6:45 я уже на работе.

– Опишите себя тремя словами.

– Целеустремлённый, рассудительный, предусмотрительный.

– На какие чужие недостатки вы можете закрыть глаза?

– На какие-то мелочи.

– Чего не терпите в людях?

– Лжи, лицемерия и предательства.

– Если бы основали свой бизнес, чем бы занимались?

– Не променял бы свою работу. Мой отец работал в троллейбусном парке, и рядом была ГАИ. Я ещё десятилетним мальчишкой, проходя мимо ГАИ, заглядывал через забор и говорил папе, что хочу здесь работать.

– Где вы любите отдыхать?

– Предпочитаю дикий отдых, охоту и рыбалку. Могу поделиться секретом опытного рыбака: самая вкусная рыба – это только что пойманная и пожаренная на берегу.

– Какой ваш девиз по жизни?

– Ни шагу назад!

– Если бы всю жизнь могли есть одно блюдо, что бы это было?

– Предпочитаю разные блюда, люблю готовить сам.

– Спорт – это ваш стиль жизни?

– Я много лет отдал футболу. К сожалению, по состоянию здоровья сейчас могу лишь болеть за нашу команду Госавтоинспекции.

– Выигрывали ли вы в лотерею?

– Как-то мне могло крупно повезти. Это было давно, на стадионе «Локомотив» играли сборные Советского Союза и Турции. Я приехал на матч и купил два лотерейных билета. Оставался ещё один, но я его не взял: оставил деньги на дорогу домой. В итоге в билете, который я не купил, был выигрыш – автомобиль «Запорожец».

– Какой самый необычный подарок вы получали?

– От мамы с папой – жизнь.

Ирина ГУЛИВАТАЯ





По теме