Психолог за рулём: таксисты о необычных заказах, пьяных пассажирах и разговорах о политике

Психолог за рулём: таксисты о необычных заказах, пьяных пассажирах и разговорах о политике

Фото:
Крымская газета
Психолог за рулём: таксисты о необычных заказах, пьяных пассажирах и разговорах о политике
Суббота, 24 декабря - «Крымская газета».

В таксисты идут по разным причинам: одни по стечению обстоятельств, другие по призванию. Так или иначе, их будни наполнены неожиданными событиями, а самим водителям приходится становиться психологами. В рамках рубрики, в которой мы задаём наивные вопросы профессионалам своего дела, попросили сразу двоих таксистов поделиться взглядом на свою профессию. 

ТАКСИСТ ИСМАИЛ ИСМАИЛОВ

Нужно поговорить

– В работе с клиентами требуются психологические навыки?

– Требуется лишь оставаться человеком. Многие клиенты заинтересованы в общении в пути, тем самым они отвлекаются от бытовых проблем. Словно перезагружаются. Я обычно проявляю взаимность, поддерживаю беседы, переключаюсь с темы на тему в зависимости от их интересов. Но встречаются и неадекватные, например, молодёжь от 13 до 18 лет, которые стремятся доказать, что они лучше и выше по интеллектуальному уровню. Хотя во время общения обнаруживается, что они даже с историей не знакомы. Отдельный интересный контингент – это женщины, любящие поспорить. Часто приходится сталкиваться с хамством клиентов. Но здесь ситуация зависит и от водителя, который может оценить проблему, уйти от провокационной темы и не дать развиться конфликту.

- Давно ли вы работаете таксистом? 

- Пять лет я работал на консервном заводе заведующим готовой продукции в Симферополе. После того как ушёл оттуда, занялся продажей жалюзи, доставляя заказы покупателям. Один из друзей (который позже откроет свой таксопарк) предложил совместить доставку с развозкой людей. Со временем, оценив падение потока клиентов жалюзи, предпочёл сконцентрироваться на работе в такси. Об этом решении я совсем не жалею, потому что работа очень интересная. 

– Вспомните ваши самые необычные и интересные заказы…

– Однажды я принял заказ от девушки в 11 часов ночи. Мы заехали в продуктовый магазин за покупками, после чего она попросила отвезти её к берегу моря и остановиться там. Обнаружилось, что она переживала непростой период, её тревожили семейные проблемы. Так мы сидели на берегу моря, беседовали. За это время её настроение заметно поднялось, после чего я отвёз её домой.

– О каких способах мошенничества, используемых неблагонадёжными представителями вашей профессии, следует знать пассажиру?

– Попасть к мошенникам могут туристы, которые не знают города и не могут оценить приемлемость цены. Но у них всегда есть выбор – можно отказаться от заявленной суммы. В основном таксисты работают по счётчикам либо фиксированной ставке.

- Как сохранить здоровье при сидячей работе и меньше уставать за рулём? 

- Мы прерываемся на час, берём кофе и встречаемся с коллегами для лёгкой беседы. Это позволяет отойти от сидения и вернуться к работе без ощущения дискомфорта. 

- Почему таксисты столь хорошо разбираются в политике? 

- В дороге мы общаемся со многими людьми, и каждый из них рассказывает о политической обстановке в своём регионе, за пределами Крыма – что хорошего происходит, что плохого. Это позволяет сложить картинку и сделать какие-то выводы. Вместе с этим расширяется кругозор. 

- В каких интересных местах вы успели побывать благодаря своей профессии? 

- Как-то, приняв заказ, я открыл для супер-место с завораживающей природной красотой – Посёлок Зеленогорье (Арпат). Направляясь из Судака в Алушту, удивился красоте набережной. Наш полуостров действительно красив благодаря богатой природе, что мало кто замечает в суете дней. Много незабываемых мест, куда хочется возвращаться. Часто возвращаясь с заказа, я останавливаюсь для прогулок. Кроме того, общаясь с пассажирами, узнаю очень много, ведь среди них встречаются гиды, историки, краеведы. Один них увлечённо рассказывал о взаимосвязи мифов Древней Греции с Крымом. Теперь я и сам могу об этом много чего рассказать.

ОСТОРОЖНО: ПЬЯНЫЕ В САЛОНЕ!

– Как вы справляетесь с пьяными заказчиками?

– Признаюсь, пьяные в салоне – это ужас. Одни предупреждают об опьянении, заранее просят прощения. Другие перевоплощаются в хозяев Вселенной. Здесь остаётся только деликатно попросить вызвать другое такси и выйти из машины.

– Часто ли клиенты оставляют вещи в салоне? Каков шанс вернуть забытые вещи?

– Да, часто. Причём забывают самое ценное: кошельки, телефоны и сумки. Мы или сами отвозим вещи на диспетчерскую, где клиент может забрать их, или в ответ на просьбу привозим и отдаём в руки за отдельную плату (за маршрут).

– Было ли такое, что человек доехал до места назначения, но заказ не оплатил?

– Такого ещё не было. Как-то клиент попытался расплатиться пятитысячной купюрой. Так как это был первый клиент, сдачи, естественно, не нашлось. Спрашивает: «Что будем делать?» Пожелал ему хорошего дня, ведь это моя задача – заботиться о сдаче. Так он и вышел, не оплатив проезд. Самое удивительное, что спустя долгое время, когда я стоял в пробке на светофоре, вдруг ко мне подошёл тот самый клиент и рассчитался со мной. То есть он увидел меня в пробке и узнал. А мне понадобилось время, чтобы понять, что за деньги мне предлагают. Здорово, что есть такие люди!

ТАКСИСТ АЛИМ МУРАТОВ

Компенсация за потраченные нервы

– Давно ли вы работаете таксистом?

– Я пришёл в такси совершенно из другого рода деятельности – работал поваром-кондитером. На тот момент в нашем городе было четыре крупных таксопарка. В один из них я пришёл учиться зарабатывать (тогда была большая проблема с заработком). Мне повезло, я пришёл в хороший, отзывчивый коллектив с не менее хорошим руководством, что помогло мне быстрее освоиться.

– Вспомните ваши самые необычные и интересные заказы…

– Запомнилась история с семейной парой. Муж был пьян. Со своего ракурса ему показалось, что я везу их не туда, куда им необходимо, и он начал душить меня ремнём безопасности. На что его жена «с кулака» уложила спать, и мы продолжили поездку.

– К чему нужно быть готовым тому, кто планирует развозить пассажиров во время новогодних праздников?

– В новогоднюю ночь можно заработать половину месячной зарплаты работника патрульно-постовой службы. Но также нужно быть готовым к хамству клиентов и к тому, что в конце пути могут не заплатить за поездку. Соответственно, высокие тарифы в новогоднюю ночь – это компенсация за потраченные нервы водителей.

ФАКТОР КОМФОРТА

– В работе с клиентами требуются психологические навыки?

– Да, конечно. От того, насколько клиенту комфортно и психологически спокойно с вами, зависит, обратится ли он в вашу фирму вновь. Эта профессия требует быть хорошим психологом. Встречаются буйные клиенты, но они не стоят потраченных нервов. Зачастую проблемный характер клиента видно ещё до того, как он сядет в машину: это либо пьяный, либо находящийся под наркотическими веществами, либо конфликтные матери.

– Как сохранить здоровье при сидячей работе и меньше уставать за рулём?

– Такой же вопрос мне задавали, когда я работал поваром-кондитером. Вне зависимости от профессии сохранение здоровья должно стать главной задачей. Если вы водитель такси и у вас график 2/2, запишитесь в спортзал. Кроме того, утренняя пробежка поможет держаться в тонусе.

– Почему таксисты столь хорошо разбираются в политике?

– Такое впечатление может сложиться во время общения с водителями, которые узнают много сплетен и новостей от клиентов. Но зачастую это бесполезная информация.

ЕЩЁ НЕ ДАНИЭЛЬ МОРАЛЕС

Сколько может зарабатывать представитель вашей специальности?

Алим:

– В среднем 50 тысяч в месяц.

Исмаил:

– Заработок плавающий. Можно за весь день практически ничего не заработать, при этом отдавая деньги за заправку и регулярное прохождение ТО. Когда машина ломается или бывают штрафы, приходится также расставаться с заработанными деньгами.

- Каков карьерный рост для представителей вашей профессии? 

Алим: 

- Если работать ни к чему не стремясь, вы останетесь таксистом. По желанию можно освоить бизнес и управление и открыть собственный таксопарк. Девушка таксист может стать диспетчером. 

- Исмаил: 

В качестве примера расскажу о том, как мой друг за время работы водителем такси купил несколько машин, нанял людей и открыл свой таксопарк в Судаке, который уже успел показать себя с хорошей стороны, благодаря хорошему и надёжному коллективу.

– Какие плюсы и минусы отмечаете в профессии?

Алим:

– Среди достоинств свободный график работы и хороший заработок с учётом того, что вы находитесь в машине, в тепле. Но в последнее время этим всё чаще начинают заниматься представители прекрасного пола. Да, понимаю, многие стремятся к самодостаточности и равноправию, но эта профессия по своей нагрузке всё же не для девушек.

– Профессия хорошая и интересная. Но если вы не готовы к претензиям со стороны клиента или не умеете решать конфликтные ситуации, не переходя на физические расправы, лучше этим не заниматься.

Подготовила Диана МАСЛОВА
Фото из личного архива героя публикации




По теме

Читаемое