В таксисты идут по разным причинам: одни по стечению обстоятельств, другие по призванию. Так или иначе, их будни наполнены неожиданными событиями, а самим водителям приходится становиться психологами. В рамках рубрики, в которой мы задаём наивные вопросы профессионалам своего дела, попросили сразу двоих таксистов поделиться взглядом на свою профессию.
Нужно поговорить – В работе с клиентами требуются психологические навыки? – Требуется лишь оставаться человеком. Многие клиенты заинтересованы в общении в пути, тем самым они отвлекаются от бытовых проблем. Словно перезагружаются. Я обычно проявляю взаимность, поддерживаю беседы, переключаюсь с темы на тему в зависимости от их интересов. Но встречаются и неадекватные, например, молодёжь от 13 до 18 лет, которые стремятся доказать, что они лучше и выше по интеллектуальному уровню. Хотя во время общения обнаруживается, что они даже с историей не знакомы. Отдельный интересный контингент – это женщины, любящие поспорить. Часто приходится сталкиваться с хамством клиентов. Но здесь ситуация зависит и от водителя, который может оценить проблему, уйти от провокационной темы и не дать развиться конфликту.
- Давно ли вы работаете таксистом?
- Пять лет я работал на консервном заводе заведующим готовой продукции в Симферополе. После того как ушёл оттуда, занялся продажей жалюзи, доставляя заказы покупателям. Один из друзей (который позже откроет свой таксопарк) предложил совместить доставку с развозкой людей. Со временем, оценив падение потока клиентов жалюзи, предпочёл сконцентрироваться на работе в такси. Об этом решении я совсем не жалею, потому что работа очень интересная.
– Вспомните ваши самые необычные и интересные заказы… – Однажды я принял заказ от девушки в 11 часов ночи. Мы заехали в продуктовый магазин за покупками, после чего она попросила отвезти её к берегу моря и остановиться там. Обнаружилось, что она переживала непростой период, её тревожили семейные проблемы. Так мы сидели на берегу моря, беседовали. За это время её настроение заметно поднялось, после чего я отвёз её домой. – О каких способах мошенничества, используемых неблагонадёжными представителями вашей профессии, следует знать пассажиру? – Попасть к мошенникам могут туристы, которые не знают города и не могут оценить приемлемость цены. Но у них всегда есть выбор – можно отказаться от заявленной суммы. В основном таксисты работают по счётчикам либо фиксированной ставке.
- Как сохранить здоровье при сидячей работе и меньше уставать за рулём?
- Мы прерываемся на час, берём кофе и встречаемся с коллегами для лёгкой беседы. Это позволяет отойти от сидения и вернуться к работе без ощущения дискомфорта.
- Почему таксисты столь хорошо разбираются в политике?
- В дороге мы общаемся со многими людьми, и каждый из них рассказывает о политической обстановке в своём регионе, за пределами Крыма – что хорошего происходит, что плохого. Это позволяет сложить картинку и сделать какие-то выводы. Вместе с этим расширяется кругозор.
- В каких интересных местах вы успели побывать благодаря своей профессии?
- Как-то, приняв заказ, я открыл для супер-место с завораживающей природной красотой – Посёлок Зеленогорье (Арпат). Направляясь из Судака в Алушту, удивился красоте набережной. Наш полуостров действительно красив благодаря богатой природе, что мало кто замечает в суете дней. Много незабываемых мест, куда хочется возвращаться. Часто возвращаясь с заказа, я останавливаюсь для прогулок. Кроме того, общаясь с пассажирами, узнаю очень много, ведь среди них встречаются гиды, историки, краеведы. Один них увлечённо рассказывал о взаимосвязи мифов Древней Греции с Крымом. Теперь я и сам могу об этом много чего рассказать.
– Как вы справляетесь с пьяными заказчиками? – Признаюсь, пьяные в салоне – это ужас. Одни предупреждают об опьянении, заранее просят прощения. Другие перевоплощаются в хозяев Вселенной. Здесь остаётся только деликатно попросить вызвать другое такси и выйти из машины. – Часто ли клиенты оставляют вещи в салоне? Каков шанс вернуть забытые вещи? – Да, часто. Причём забывают самое ценное: кошельки, телефоны и сумки. Мы или сами отвозим вещи на диспетчерскую, где клиент может забрать их, или в ответ на просьбу привозим и отдаём в руки за отдельную плату (за маршрут). – Было ли такое, что человек доехал до места назначения, но заказ не оплатил? – Такого ещё не было. Как-то клиент попытался расплатиться пятитысячной купюрой. Так как это был первый клиент, сдачи, естественно, не нашлось. Спрашивает: «Что будем делать?» Пожелал ему хорошего дня, ведь это моя задача – заботиться о сдаче. Так он и вышел, не оплатив проезд. Самое удивительное, что спустя долгое время, когда я стоял в пробке на светофоре, вдруг ко мне подошёл тот самый клиент и рассчитался со мной. То есть он увидел меня в пробке и узнал. А мне понадобилось время, чтобы понять, что за деньги мне предлагают. Здорово, что есть такие люди!
Компенсация за потраченные нервы – Давно ли вы работаете таксистом? – Я пришёл в такси совершенно из другого рода деятельности – работал поваром-кондитером. На тот момент в нашем городе было четыре крупных таксопарка. В один из них я пришёл учиться зарабатывать (тогда была большая проблема с заработком). Мне повезло, я пришёл в хороший, отзывчивый коллектив с не менее хорошим руководством, что помогло мне быстрее освоиться. – Вспомните ваши самые необычные и интересные заказы… – Запомнилась история с семейной парой. Муж был пьян. Со своего ракурса ему показалось, что я везу их не туда, куда им необходимо, и он начал душить меня ремнём безопасности. На что его жена «с кулака» уложила спать, и мы продолжили поездку. – К чему нужно быть готовым тому, кто планирует развозить пассажиров во время новогодних праздников? – В новогоднюю ночь можно заработать половину месячной зарплаты работника патрульно-постовой службы. Но также нужно быть готовым к хамству клиентов и к тому, что в конце пути могут не заплатить за поездку. Соответственно, высокие тарифы в новогоднюю ночь – это компенсация за потраченные нервы водителей.
– В работе с клиентами требуются психологические навыки? – Да, конечно. От того, насколько клиенту комфортно и психологически спокойно с вами, зависит, обратится ли он в вашу фирму вновь. Эта профессия требует быть хорошим психологом. Встречаются буйные клиенты, но они не стоят потраченных нервов. Зачастую проблемный характер клиента видно ещё до того, как он сядет в машину: это либо пьяный, либо находящийся под наркотическими веществами, либо конфликтные матери. – Как сохранить здоровье при сидячей работе и меньше уставать за рулём? – Такой же вопрос мне задавали, когда я работал поваром-кондитером. Вне зависимости от профессии сохранение здоровья должно стать главной задачей. Если вы водитель такси и у вас график 2/2, запишитесь в спортзал. Кроме того, утренняя пробежка поможет держаться в тонусе. – Почему таксисты столь хорошо разбираются в политике? – Такое впечатление может сложиться во время общения с водителями, которые узнают много сплетен и новостей от клиентов. Но зачастую это бесполезная информация.
– Сколько может зарабатывать представитель вашей специальности?
Алим:
– В среднем 50 тысяч в месяц.
Исмаил:
– Заработок плавающий. Можно за весь день практически ничего не заработать, при этом отдавая деньги за заправку и регулярное прохождение ТО. Когда машина ломается или бывают штрафы, приходится также расставаться с заработанными деньгами.
- Каков карьерный рост для представителей вашей профессии?
- Если работать ни к чему не стремясь, вы останетесь таксистом. По желанию можно освоить бизнес и управление и открыть собственный таксопарк. Девушка таксист может стать диспетчером.
- Исмаил:
В качестве примера расскажу о том, как мой друг за время работы водителем такси купил несколько машин, нанял людей и открыл свой таксопарк в Судаке, который уже успел показать себя с хорошей стороны, благодаря хорошему и надёжному коллективу.
– Какие плюсы и минусы отмечаете в профессии?
– Среди достоинств свободный график работы и хороший заработок с учётом того, что вы находитесь в машине, в тепле. Но в последнее время этим всё чаще начинают заниматься представители прекрасного пола. Да, понимаю, многие стремятся к самодостаточности и равноправию, но эта профессия по своей нагрузке всё же не для девушек.
– Профессия хорошая и интересная. Но если вы не готовы к претензиям со стороны клиента или не умеете решать конфликтные ситуации, не переходя на физические расправы, лучше этим не заниматься.
Подготовила Диана МАСЛОВА Фото из личного архива героя публикации