Принудительное лечение от алкогольной зависимости семейных крымчан: за и против

Принудительное лечение от алкогольной зависимости семейных крымчан: за и против

Фото: freepik.com
Крымская газета
Принудительное лечение от алкогольной зависимости семейных крымчан: за и против
Суббота, 13 апреля - «Крымская газета».

Как пить не дать

В Крыму обеспокоены ростом употребления алкоголя, особенно в семьях с детьми. 
Чтобы оградить подрастающее поколение от плохого примера, выпивох-родителей предлагают лечить в принудительном порядке.

Выводы сделаны

Печально, но факт: в России снова заметили тенденцию к увеличению числа любителей горячительных напитков. Росстат насчитал, что за последние 20 лет заболеваемость алкоголизмом увеличилась и именно на «ковидный» период в стране приходится рост числа злоупотребляющих. 

В сборнике «Здравоохранение России – 2023» есть конкретные данные: с 2021 по 2022 год количество заболевших алкоголизмом выросло с 53 тысяч до 54,2 тысячи человек. Рост небольшой, не более 3%, при этом показатели по полуострову находятся на уровне среднероссийских. 

В Крыму даже определили, что к бутылке тянутся в основном люди 35-40 лет. Хотя до этого специалисты республиканского Минздрава наблюдали губительное пристрастие у зависимых людей более старшей возрастной категории – 50-60 лет. 
Понятно, что это статистика. На самом деле общее количество попавших в плен зелёного змия трудно подсчитать, но и выявленные неутешительные цифры вызывают опасения. 

Вне зоны ответственности

Нередко дети в семьях, злоупотребляющих алкоголем, живут, как сироты при живых родителях. Господдержка идёт, пособия выплачивают, вот только безответственные взрослые спускают их на горячительные напитки. Органы опеки обнаруживают, что дети лишены даже пропитания, перемещают их в госучреждения, а людей с зависимостью ограничивают в родительских правах.

По словам детского омбудсмена Крыма Ирины Клюевой, чтобы исправить ситуацию, необходимо лечить родителей от алкогольной и наркотической зависимости. 
– Получается, что государство берёт на себя бремя ответственности за таких детей, по их содержанию и воспитанию. Но мы, имея структуры, которые бы смогли поднять такие семьи, поддержать их, сталкиваемся с главными проблемами: наркоманией и алкоголизмом. К сожалению, некоторые современные родители выпали из семейного воспитания в определённый исторический период, в 1990-е годы, поэтому они не всегда понимают зону своей ответственности. Значит, государство должно их наставить на путь истинный, – подчёркивает детский омбудсмен. 

Шанс для исправления

Смысл инициативы – отправить зависимого на лечение на полгода вместо того, чтобы лишить ребёнка родителя насовсем и определить его в детский дом. Для этого необходимо разработать комплексную программу, в соответствии с которой с проблемными родителями будут работать не только соцслужбы, но и врачи. И ещё предстоит решить главный вопрос – законодательный, чтобы правозащитники больше не выискивали в принудительном лечении нарушение конституционных прав человека. 
– Идея возникла в связи с тем, что я начала выяснять, из-за чего очередь на жильё (для детей-сирот. – Ред.) в Крыму так стремительно растёт. В 2014 году на очереди состоял 961 ребёнок, а в этом – более 3 500. Даже при том, что за 10 лет столько жилья построено и, соответственно, выдано. Около 200 детей ежегодно лишаются родителей, поэтому надо сохранять и укреплять семьи, – подчёркивает Ирина Клюева. 

С финансовой точки зрения этот вопрос вполне решаем. Те средства, которые государство выделяет на содержание сирот в госучреждениях, на обеспечение их жильём и поддержку опекунства, можно перенаправить на финансирование программы трезвости. По словам Ирина Клюевой, один ребёнок в приёмной семье обходится государству примерно в 70 тысяч рублей в месяц. Это будет и выгодно, и разумно, так как каждый имеет право на второй шанс. 

От слов – к делу

Понятно, что именно добровольное лечение от зависимости даёт стойкий результат. А «принудиловка» требует больше времени и координации усилий специалистов: социальных служб и медицинских работников. 

– На реабилитационный процесс отводится минимум полгода, в среднем он занимает девять месяцев плюс ресоциализация. Необходимо, чтобы пациенты на неделю возвращались в семью, практиковались, затем возвращались в центр и делали работу над ошибками. Кто будет за это платить? Дорогое удовольствие. В среднем это стоит около 45 тысяч в месяц, – поясняет директор наркологической клиники 
Денис Курносов. 

По словам специалиста, если реабилитация проведена правильно, вероятность возвращения в социум – 87%.
– Необходимо не забывать, что такие персонажи всегда идут с двойными и тройными диагнозами. На фоне алкоголизации возникает аддикция всевозможная: поведенческие отклонения, внутренняя неуправляемость и так далее. Таких людей необходимо учить жить заново, с азов, причём со всеми их особенностями. Это не такая уж и простая задача. Если человек не хочет лечиться, то как минимум полгода уйдёт только на то, чтобы прорастить в нём мотивацию к другому образу жизни. При этом весь этот период он будет бунтовать, лицемерить и так далее. Но и нельзя ни в коем случае при алкоголизации у обоих родителей помещать их вместе на период реабилитации, – отмечает Денис Курносов.

Официально 

Председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов однозначно высказался в поддержку инициативы:
– По поводу этого предложения должно быть общественное обсуждение. Но есть проблема, и имеются веские аргументы в пользу необходимости жёстких мер. Для нас семья – это папа, мама, воспитывающие в любви своих детей. Только так они могут реализовать своё право на счастье. Алкоголизм и наркомания в такую модель точно не вписываются. А значит, борьба с этими явлениями должна вестись решительная и непримиримая. Как при этом соблюсти права личности, в том числе и конституционные, – вот предмет для широкой общественной дискуссии.

Надежда КРЫМСКАЯ




По теме