По клавишам судеб: на Белой даче открылась временная экспозиция «В душе у каждого из нас»

По клавишам судеб: на Белой даче открылась временная экспозиция «В душе у каждого из нас»

Фото: Михаил Гладчук
Крымская газета
По клавишам судеб: на Белой даче открылась временная экспозиция «В душе у каждого из нас»
Среда, 22 февраля - «Крымская газета».

Камерная выставка посвящена знаменитому певцу Фёдору Шаляпину и композитору Сергею Рахманинову.

ИСТОЧНИК ДРУЖБЫ

Выставка носит название романса, написанного Сергеем Рахманиновым, который любил исполнять Фёдор Шаляпин. Экспозиция небольшая – всего пять витрин, в которых представлены более 50 предметов, рассказывающих о дружбе Чехова с этими выдающимися деятелями искусства.

Их объединила любовь к музыке, поэтому витрины украшают клавиши фортепиано, подчёркивая, что это возвышенное чувство было пронесено сквозь годы.

– Для Чехова музыка была не просто любимым видом искусства – она была частью его натуры, – рассказывает старший научный сотрудник Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника Юлия Долгополова. – Чайковский обнаружил, что произведения писателя созданы по многим музыкальным темам и законам, которые объективно существуют, но присущи они музыке, но никак не литературе. А Чехов их использовал, может быть, вначале интуитивно, потом сознательно применял музыкальные приёмы в своих прозаических произведениях, а позже и в драме.

СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА

С Шаляпиным и Рахманиновым Чехов познакомился в 1898 году. В Ялту молодые люди приехали в составе артистов частной оперы Мамонтова, в которой у писателя было много друзей. Поэтому писатель отправился в театр на первый концерт гастролирующих артистов. Внимание зрителей было направлено на солистов и, прежде всего, на самого яркого исполнителя Фёдора Шаляпина. В антракте тот был окружён восхищёнными слушателями. Однако Чехов проникся симпатией к застенчивому аккомпаниатору – Сергею Рахманинову.

– У Чехова была потрясающая интуиция на талантливых людей. Он почувствовал, что этот человек очень печальный, что-то гложет его, и это чувство сродни ему самому, – отмечает Юлия Долгополова. – У Рахманинова действительно была депрессия в тот период. Незадолго до гастролей в Ялте провалилась его Первая симфония, которой дирижировал знаменитый дирижёр и композитор Александр Глазунов. Это был большой удар для молодого композитора. Он получил отвратительные рецензии и решил больше музыки не писать.

Тем не менее Рахманинов на концерте всё же исполнил одно из своих произведений – «Мелодию», поэтому писатель мог получить представление о его таланте.

– Он подошёл к Рахманинову, пожал ему руку. «Вы знаете, молодой человек, у вас замечательное лицо, вы будете большим музыкантом». Пройдёт сорок лет, и, уже будучи всемирно известным, Сергей Васильевич скажет: «Умирать буду, а вспомню с гордой радостью эти слова Чехова», – отмечает Юлия Долгополова.

УСЛЫШИМ АНГЕЛОВ

История искусства знает единственный пример, когда произведение Чехова положено на музыку великим композитором. В годовщину памяти писателя в 1906 году в качестве прощального подарка Рахманинова появилась мелодекламация «Мы отдохнём» на слова монолога Сони из пьесы «Дядя Ваня». В этом произведении особо ощущается чеховское свойство выражать лаконичными художественными средствами большие и глубокие мысли.

– Он же, на первый взгляд, звучит пафосно, а Чехов пафоса не любил, значит, солисту надо подыскать ключ, чтобы это не звучало так. Это всё то, что находится между строк и является средством поэтики чеховской. Это ощущали музыканты и режиссёры-модернисты, такие как, например, Мейерхольд, – поясняет Юлия Долгополова.

Борис СЕДЕНКО



По теме