«Большой дом» Льва Голицына: князь в Новом Свете

«Большой дом» Льва Голицына: князь в Новом Свете

Фото: Гала Амарандо
Крымская газета
«Большой дом» Льва Голицына: князь в Новом Свете
Суббота, 06 апреля - «Крымская газета».

Дом украшен деревянной резьбой, несвойственной крымской архитектуре.

«Большой дом» Льва Голицына

Девиз на родовом гербе князей Голицыных Vir est Vis может переводиться по-разному: «Был. Есть. Будет», «Муж есть сила», «Человек, который вам нужен». Каждый вариант в той или иной степени определил судьбу Льва Голицына. Его жизнь похожа на горную дорогу с резкими поворотами. И на каждом этапе он добивался очередной убедительной победы.

Вызов судьбе

Новый Свет весь проникнут идеями, духом, надеждами Голицына и щедро удобрен деньгами, которые были буквально зарыты в неподатливую землю. «Нужно любить дело, о деле постоянно думать, нужно делать тысячи опытов и влетать, хорошо влетать», – говаривал Лев Сергеевич.

Голицына ожидала карьера юриста, однако в 33 года он оставил это занятие, чтобы посвятить себя совсем иному, не менее благородному делу – виноделию.

Какие обстоятельства заставили его бросить вызов судьбе?

«Шерше ля фам», как говорят французы. Жизнь молодого человека резко изменила встреча с Надеждой Засецкой. Пикантности ситуации придавало то, что Надежда Захарьевна была замужняя дама, добродетельная жена уездного предводителя дворянства… И поди ж ты: презрев условности, она укатила со Львом в Париж, а впоследствии родила ему двух дочерей.

Потом начались размолвки, повлёкшие охлаждение чувств. Роман сошёл на нет, но Голицын как честный человек не только взял на себя все хлопоты по содержанию и воспитанию дочерей, но и помог бывшей возлюбленной избежать финансовых трудностей, купив у неё в 1878 году имение Новый Свет.

26-2.jpg

…и Новый Свет в душе моей!

Спустя пять лет Голицын обвенчался с Марией Орловой-Денисовой. Графиня не слыла красавицей, имела слабое здоровье, но её богатое приданое оказалось весьма кстати Льву Сергеевичу, намеревавшемуся продолжить свои винодельческие изыскания.

С удвоенными силами он начинает опыты по изготовлению игристых вин шампанским способом, обустраивает Новый Свет: в толще горы Коба-Кая («пещера-скала») завершает строительство штолен для выдержки вин, возводит «Большой дом» для семьи – жены и дочерей, рождённых Засецкой. Мария, не имевшая собственных детей, отдала свою любовь приёмным. Надежда и Софья отвечали ей взаимностью.

Нужно заметить, что, несмотря на болезненность, Мария Михайловна обладала волевым характером и образцово вела дела в имении. Об этом свидетельствуют восторженные записи, сделанные в специальных альбомах многочисленными гостями. Они просыпались от аромата роз, которые хозяйка собственноручно расставляла в комнатах. «Умную, верную, чувствительную» женщину совершенно справедливо называли душой Нового Света, «библейской женой, которая одна является сокровищем». Когда в 1909 году Мария Михайловна ушла из жизни, Голицын заказал ей надгробный памятник со значением: кроткий ангел держал за гриву грозного льва.

После смерти Марии Михайловны все хлопоты по содержанию имения легли на плечи Надежды, младшей дочери Льва Сергеевича.

26-3.jpg

«Вещи исключительной ценности»

Своеобразным музеем «Большой дом» стал ещё при жизни хозяина: о его богатейшем собрании предметов археологии, живописи, изделий из стекла и фарфора упоминают многие современники. После смерти Голицына в 1915 году наследница усадьбы Надежда Львовна сохраняла обстановку в неприкосновенности, а в начале 1920 года создала экспозицию, получившую название «Голицынский уголок». Когда после установления советской власти имение национализировали, коллекция разошлась по разным музеям, а здание отдали под жильё работникам винзавода. В 1978 году, к 100-летию предприятия, люди получили новые квартиры, а в освободившихся помещениях организовали музей трудовой славы. В перестроечное время ему придумали новое имя: музей виноградарства и виноделия.

К дому поднимается улица Фёдора Шаляпина. Легенда о том, что знаменитый певец гостил у князя и даже дал концерт в знаменитом гроте, где звуки его громового голоса раскололи старинный бокал, быстро укоренилась на благодатной новосветской земле.

Живые памятники

Яркая архитектурная деталь «Большого дома» – башня в центре фасада. На её первом этаже находится вход в подвал, на втором – просторная веранда в мавританском стиле. Само здание построено на возвышенности, и с веранды открывается вид на весь Новый Свет. Венчает сооружение декоративная башенка с бойницами.

Дом Голицына уникален деталями, которые на первый взгляд не очень заметны. Тут волею судьбы сохранились живые памятники владельцу имения, сделавшему так много доброго для Нового Света.

Возле входа в подвал растёт куст сирени. Его посадил для жены сам князь. Растение, находясь в очень почтенном возрасте, постепенно усыхает, но каждую весну ещё выбрасывает цветочки, напоминая о своих хозяевах. В нескольких шагах от сирени стоит мощный дуб. Дерево посажено Голицыным в 1880 году – об этом сообщает табличка на нём.

В просторном подвале проводятся эксклюзивные дегустации новосветских вин. Рассказывают, что именно здесь князь торжественно вручил императору Николаю II ключи от своего имения.

27-1.jpg

«Скажи, зачем...»

Центральное место в экспозиции музея занимает известный портрет Голицына, на котором он изображён в крестьянском армяке и косматой папахе. Лев Сергеевич отличался не только независимостью суждений, но и экстравагантным видом. Простецкая одежда подчёркивала демократичность князя, его близость к народу, который должен был стать главным потребителем голицынских вин. Вполне интеллигентское пенсне оригинально сочеталось с кавказской папахой. Предание гласит, что экзотический головной убор подарил Голицыну в благодарность за спасение какой-то абрек.

Слева и справа от портрета размещены компьютерные копии полотен голландских живописцев XVII столетия. Когда-то художественную галерею Голицына украшали ценные оригиналы. Советская власть объявила коллекцию народным достоянием и распределила по музеям. Многое утрачено, но картины, к счастью, сохранились. Во время Великой Отечественной войны их вывезли из осаждённого Севастополя, они долго путешествовали по стране и сегодня находятся в Севастопольском художественном музее.

Собирательство было второй после виноделия пламенной страстью князя. Особый интерес Голицын проявлял к артефактам, связанным с вином. От прежней роскоши остались крохи, но и сохранившиеся предметы ярко характеризуют их владельца. Например, кубок в виде рога изобилия, выполненный из розового хрусталя, который московские коллеги подарили юбиляру в честь 25-летия его деятельности на поприще виноделия.

За массивным рабочим столом Голицын, согласно легенде, написал слова, которые стали девизом всех современных виноделов: «Виноградарство есть искусство, находящееся в самой тесной связи с местными условиями». Книги с дорогими кожаными переплётами напоминают о богатой библиотеке, которую князь собирал на протяжении всей жизни.

Старинный рояль принадлежал Марии Михайловне. Внимательный посетитель увидит на пюпитре ноты и текст романса «Скажи, зачем…». Автор стихо-творения – Сергей Голицын, отец Льва Сергеевича. Он общался с Пушкиным, который и посоветовал приятелю показать произведения молодому композитору Михаилу Глинке. В творческом содружестве Глинки и Голицына появились несколько чудесных романсов.

Чугунный бюст Александра I изначально украшал помещение Училища виноградарства и виноделия в Судаке, созданного в 1804 году указом императора. Учебное заведение действовало почти 40 лет и сыграло важнейшую роль в развитии виноделия в России. Некоторые источники утверждают, что, находясь в Крыму в 1825 году, император посетил Судак, и даже приводят слова Александра Благословенного, произнесённые при любовании окрестными видами: «Я чувствую здесь неизъяснимую отраду». В благодарность за со-здание училища в отрадном месте установили памятник – бюст императора, венчающий колонну. После революции 1917 года колонна исчезла, а скульптура со временем заняла достойное место в экспозиции.

К 100-летию завода коллекция музея пополнилась любопытными археологическими находками, связанными с виноградарством и виноделием в Судакском регионе в эпоху Античности и Средневековья. Привлекают внимание изящные амфоры и громадные пифосы: первые предназначались для перевозки вина, вторые – для хранения.

Старый дом устоял под ураганами истории и – о чудо! – сохранил незримое присутствие хозяина. Как-то раз автор этих строк принимал участие в дегустации при свечах и звуках скрипки в подвале знаменитой усадьбы. Вдохновенный рассказ экскурсовода внезапно прервал хлопок двери, распахнутой порывом ветра. Ведущая мгновенно повернулась к ней и склонилась в поклоне: «Здравствуйте, Лев Сергеевич! Как мы рады ощущать ваше присутствие!»

27-2.jpg

СПРАВКА

«Большой дом» Льва Голицына

Время основания: 80-е годы XIX века.

Координаты: посёлок Новый Свет, ул. Шаляпина, 11.

Кирилл БЕЛОЗЁРОВ




По теме