Параллельный импорт, или Почему в Крыму можно купить телевизор с украинскими каналами

Параллельный импорт, или Почему в Крыму можно купить телевизор с украинскими каналами

Фото Гала Амарандо
Крымская газета
Параллельный импорт, или Почему в Крыму можно купить телевизор с украинскими каналами
Пятница, 03 февраля - «Крымская газета».

После введения санкций с полок магазинов исчезли некоторые товары. Но крымчанам не пришлось долго скучать по ушедшим брендам. Чтобы не допустить дефицита наиболее востребованных товаров, правительство России 30 марта 2022 года легализовало 
параллельный импорт. «Крымская газета» решила разобраться, влияют ли введённые 
правила на качество и гарантии и как покупателям защищать свои права.

Что это?

Параллельный импорт – это ввоз в Россию оригинальных товаров без разрешения правообладателя. Конечно же, это не ввоз подделок или контрафакта. Весь товар должен быть оригинальным, со всеми документами, в том числе и о качестве. Минпромторг публикует список товаров для параллельного импорта. Таможня сверяет коды товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности и наименования брендов с этим списком. Если товар есть в спис-ке разрешённых к параллельному импорту, дополнительных документов или разрешений на таможне не потребуют. В списке изначально было более 900 на-именований товаров, но он постоянно пополняется.

Некоторые проблемы, конечно, возникают и у полностью оригинальных товаров, ведь одна и та же модель для разных стран может иметь существенные технические отличия. Например, продукт может быть без сопроводительных документов на русском языке, адаптер может не подходить к нашим розеткам, либо он будет рассчитан на другое напряжение.

Так, Наталья из Симферополя решила по случаю предстоящего Нового года сделать для всей семьи подарок – купить новый телевизор. Приобрела его в одной из крупных сетей по продаже техники. Каково же было удивление, когда устройство после подключения дома стало показывать украинские телеканалы.

– Мы очень удивились такому повороту событий. Позвонили в магазин, продавцы, судя по всему, были удивлены не меньше нашего. По их словам, с подобным они столкнулись впервые. Чтобы как-то решить вопрос, нам нужно было пообщаться с руководством магазина. Однако оказалось, что такая возможность появится только после новогодних каникул, так как никого из руководства на месте не было. Мы связались со службой поддержки компании-производителя телевизора. Там сверили серийный номер устройства и обнаружилось, что данная модель не предназначена для продажи на территории России. Как он попал на полку магазина – загадка. Чтобы не портить себе новогоднее настроение, мы нашли мастера, который смог перенастроить телевизор на трансляцию российских телеканалов, – рассказала «Крымской газете» Наталья.

Под защитой

Пока новые правила ещё обкатываются, многие потребители не совсем понимают, как будет происходить защита их прав на практике. «Крымская газета» обратилась за разъяснениями в региональное управление Рос-потребнадзора. Вот что нам рассказали:

– На товары, ввезённые по схеме параллельного импорта, распространяются все нормы закона «О защите прав потребителей». Нет никаких исключений! Это значит, что, если качество или характеристики товара не будут соответствовать заявленным, его можно сдать, обменять или требовать устранения недостатков (ремонта). Если совершить обмен или возврат не удалось, требования, адресованные продавцу, следует оформить в письменном виде, приложив чек и описав проблему со ссылкой на закон «О защите прав потребителей».

Если продавец не исполняет гарантийные обязательства, покупатель может обратиться за защитой своих прав как в судебные органы, так и в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или его территориальные органы. Направить обращение о нарушении гарантийных обязательств в Роспотребнадзор можно лично, обратившись по адресу: г. Симферополь, ул. Набережная, 67. Также можно направить письменное обращение через почтовые службы или подать электронное обращение на сайте ведомства.

При этом часть товаров запрещено продавать без установленного гарантийного срока. Срок гарантии варьируется в зависимости от группы товаров и начинает отсчёт с момента продажи. Поэтому, даже если гарантию не предоставляет производитель, её можно требовать у продавца.

– Правила возврата товара регламентированы ст. 18 и ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Особые случаи возврата для товаров, ввезённых по параллельному импорту, не предусмотрены, – прокомментировал заместитель руководителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым Дмитрий Крутиков.

Другими словами, за любую технику, ввезённую в страну по принципу параллельного импорта, теперь отвечает продавец. Если производитель ушёл из России, при обращении покупателя за гарантией вряд ли получится просто отправить устройство в сервисный центр. Ремонт или разблокировку придётся проводить продавцу. Поэтому перед поставками стоит уточнять, нужно ли активировать устройства. И если да, то лучше делать это ещё в стране приобретения либо быть готовым к обращениям пользователей и продумать процесс снятия региональных ограничений.

Дмитрий ПОЛУЭКТОВ



По теме