Какие перспективы открывает для России денонсация договора с Украиной об использовании Азовского моря и Керченского пролива

Какие перспективы открывает для России денонсация договора с Украиной об использовании Азовского моря и Керченского пролива

Фото: Гала Амарандо
Крымская газета
Какие перспективы открывает для России денонсация договора с Украиной об использовании Азовского моря и Керченского пролива
Воскресенье, 04 июня - «Крымская газета».

На своих берегах 

Госдума приняла закон о денонсации договора с Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.

Утрата статуса

Как отмечается в пояснительной записке, после принятия в состав России Донецкой Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей вокруг Азовского моря и Керченского пролива сложилась кардинально новая ситуация: их берега отныне принадлежат только России. «В связи с тем что Украина утратила статус прибрежного государства в отношении этих акваторий, возникла необходимость прекращения договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива», – говорится в документе.

Документ 24 мая внёс в нижнюю палату Федерального Собрания президент Владимир Путин. Россия и Украина подписали договор по Азовскому морю 24 декабря 2003 года. В нём пять статей. В них, в частности, за акваторией закреплялся исторически сложившийся статус внутренних вод двух государств, запрещался заход в Азовское море и Керченский пролив военных кораблей третьих стран без согласия России и Украины, утверждалась свобода судоходства для торговых судов и военных кораблей обоих государств. При этом речь о государственной границе в договоре не шла.

Украина разорвала этот договор в феврале. Тогда же украинская сторона расторгла договор о создании Черноморской группы военно-морского сотрудничества, который, помимо Киева и Москвы, подписали Болгария, Грузия, Румыния и Турция. Он провозглашал совместную деятельность по обеспечению безопасности в акватории Чёрного моря.

Полвека в СССР

В начале 1941 года, согласно специальному распоряжению советского правительства, Керченский пролив стал административной границей между Крымской АССР в составе РСФСР и Краснодарским краем. В 1954 году был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Но поскольку акватория прибрежных морей принадлежала Советскому Союзу, а не его отдельным субъектам, раздел акватории Азовского моря после 1954 года не производился. Административная граница между Крымом и Краснодарским краем прошла только по Керченскому проливу, далее ограничиваясь береговой полосой Краснодарского края и Крыма по Азовскому морю.

После распада СССР вопрос о статусе Азовского моря и Керченского пролива, который является единственным естественным выходом из Азовского моря, стал спорным в российско-украинских отношениях. В 1991 году Украина определила свою морскую границу по линии промоины между Краснодарским краем и островом Коса Тузла, который в 1941 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был передан из состава Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР. После этого судоходная часть Керченского пролива оказалась на украинской стороне.

В подписанном 28 января 2003 года президентами России и Украины Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой Договоре о российско-украинской государственной границе была определена сухопутная граница между двумя государствами. В пятой статье договора был зафиксирован статус Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух стран. Вопрос о морской границе был выделен в отдельный предмет для переговоров.

Безопасность в регионе

Член Комитета Госдумы по экономической политике Эдуард Кузнецов считает, что денонсация договора с Украиной об использовании Азовского моря и Керченского пролива позволит развивать экономические связи регионов юга России, выстраивать безопасные логистические решения и восстанавливать инфраструктуру новых российских регионов.

– Мост через Керченский пролив между Азовским и Чёрным морями соединяет Краснодарский край, Крым, новые российские регионы и позволяет нам развивать взаимные экономические связи, – говорит парламентарий. – Присоединились порты Мариуполь и Бердянск, стратегические объекты Азовской акватории. Они становятся важнейшими транспортно-логистическими артериями юга России.

Василий АКУЛОВ



По теме