В интервью «Крымской газете» заместитель директора Крымского киномедиацентра Елена Куценко рассказала о том, как правильно воспитывать взыскательного кинозрителя, чем важно для современной школы медиаобразование и почему среди кинодокументалистов за республикой закрепилась слава фестивального региона.
– Елена Вильеновна, Крымский киномедиацентр нацелен на организацию киноклубов, проведение кинолекториев и киноуроков для школьников, а также кинофестивалей. Не каждый российский регион может похвастать подобным учреждением, выполняющим столь важные просветительские функции. – Крымский киномедиацентр – правопреемник существовавшей при Украине республиканской организации «Киновидеопрокат». В 1990-х годах прошлого века, когда кинотеатры перестали быть государственными, а мы перестали получать от государства фильмы для проката, пришлось менять форму работы. Для себя мы определили, что будем заниматься подготовкой зрителя. Тем более в советские годы все кинотеатры в Крыму были аншлаговыми, на любой новый фильм за неделю раскупали билеты. За 1990-е и начало 2000-х выросло поколение, которое фактически никогда в жизни не видело фильма на большом экране. Когда в 2005 году я пришла сюда работать, то предложила заняться воспитанием осознанного зрителя и возвращением настоящего кино, которое у нас есть. Взыскательный зритель будет выбирать, что посмотреть. В результате некачественное кино, которое часто привозят в коммерческие кинотеатры, у него не будет востребовано. – Эта идея вряд ли была спонтанной, особенно учитывая то, что в своё время вы окончили институт по специальности «Киновед. Преподаватель основ киноискусства». – До начала работы в Киновидеопрокате у меня был опыт организации различных киномероприятий для детей, в том числе мини-кинофестивалей, которые проводились на базе Центрального музея Тавриды. Мы популяризировали лучшие советские фильмы, будь то экранизации или детское кино, потому что в 1990-х вообще ничего не было. Настолько поразительно было слышать аплодисменты младшеклассников после просмотра фильма «Ох уж эта Настя!». Я не верила своим ушам: дети аплодировали справедливости, которая свершилась, когда Настю приняли в пионеры. Они это поняли! А ведь коллеги предупреждали, что дети не будут смотреть советское кино, особенно чёрно-белое. Я же парировала: вы, учителя, и научите их воспринимать хорошее кино. – Девятый год подряд Крымский киномедиацентр проводит Международный конкурс рецензий и эссе на заданный фильм «По ту сторону экрана». Он ориентирован на школьников и молодёжь. В программе – художественные, документальные, научно-популярные фильмы, созданные на киностудиях разных стран. Какой отклик у молодого поколения нашла эта инициатива? – Мы находим старые замечательные, неистрёпанные фильмы, которые несут для детей колоссальный воспитательный и эмоциональный потенциал. Очень часто дети пишут то, что в своём эссе написала одна девочка: «Я думала, как буду смотреть чёрно-белый фильм. Но учитель попросила посмотреть и написать эссе. И я решилась, включила компьютер, присела и не могла оторваться от экрана. Это настолько соответствует тому, в чём я живу сегодня, о чём думаю». А посмотрела эта школьница чудеснейший фильм Арунаса Жебрюнаса «Девочка и эхо», снятый в Крыму по рассказу Юрия Нагибина.
– Наряду с популяризацией кино Крымский медиацентр занят медиаобразованием. Зачем оно необходимо? – Когда мы меняли название организации с Киновидеопроката на Крымский киномедиацентр, понимали, что и кино, и медиа как совокупность средств массовой коммуникации равноценны. Помните, как в «Двух капитанах» у Вениамина Каверина учился Сашка Григорьев? Утка была на всех уроках. На уроках биологии рассматривали то, как она создана, на уроках словесности – где она упоминается в произведениях литературы и так далее. Такой многоуровневый подход формирует совершенно другое восприятие. – Целостное? – Да. Мы ушли от линейности образования, которое предполагает движение от простого к сложному. Сегодня у ребёнка мозаичное восприятие мира, он получает информацию отовсюду: из телефона, планшета, компьютера, телевизора. На интегрированных уроках мы помогаем детям систематизировать мозаичность мира. Важно понимать, что просто установить в школе компьютер не значит прикоснуться к современным инновационным образовательным технологиям. Благодаря медиатехнологиям педагог работает иначе, формируя у учеников критическое мышление на базе медиа. Это сотворчество, когда педагог и ученик вместе постигают азы того или иного предмета, когда идёт творческая подача нового материала и его закрепление через творческую работу. Это урок, на который ребёнок идёт с радостью, тот самый урок радости, о котором говорили с середины 1980-х годов. Медиатехнологии, которыми мы вооружаем педагогов, позволят любому учителю-предметнику переосмыслить подход к образованию и методикам. В 2011 году мы открыли для учителей, педагогов дополнительного образования, работников сферы культуры постоянно действующий семинар «Практическое кино- и медиаобразование». – Насколько богатые плоды он принёс, к примеру, в сфере кинообразования? – За прошедшие годы наш семинар прошли около 600 специалистов. Сегодня кинообразование присутствует в школах Симферопольского, Сакского, Красногвардейского, Джанкойского, Нижнегорского, Бахчисарайского районов и Бахчисарая. В Ялте по пять школ и детских садов охвачены кинообразованием. Сейчас подключается Алушта. На базе сельских клубов и домов культуры открыты и функционируют около полусотни киноклубов и киноклубных объединений. – По Крыму курсируют автоклубы, передвижные многофункциональные культурные центры, которые среди прочего в сёлах показывают кино под открытым небом. Фильмы для показа берут из рекомендованных Крымским киномедиацентром списков. Что рекомендуете? – Конечно, сказки Александра Птушко и Александра Роу, которые снимались у нас. Другие чудесные фильмы, снятые в Крыму: это «Человек-амфибия», «Алые паруса», «Всадник без головы», «Пираты XX века», «Три плюс два», «Спортлото-82». Таким образом мы возвращаем людям огромный пласт нематериальной культуры.
– Ежегодно Крымский киномедиацентр проводит в республике несколько кинофестивалей. На очереди – открытый фестиваль детского и семейного кино «Солнечный остров». – Да, мы его открываем 27 августа, в День российского кино. Фестиваль продлится по 2 сентября. Как всегда, будет две номинации – «Полнометражный игровой фильм» и «Полнометражный анимационный фильм». По шесть фильмов для каждой номинации мы собрали, слава богу. Выбрали изюминки. Среди представленных аниматорами было немало слабеньких работ, подражающих американскому кино. Этому есть объяснение: российские анимационные студии работают большей частью с зарубежными коллегами. Их задача – продать фильм за пределы России. – Ожидаются ли на фестивале новые звёздные гости? – Пока сложно сказать. Скорее всего, это будут верные друзья фестиваля, люди, преданные кино до мозга костей и готовые приехать в Крым, несмотря на сложности с дорогой. Каждый из них привык купаться в лучах зрительской любви. Увы, с возрастом они становятся невостребованными на экране. Эти замечательные люди не зарабатывают на своём таланте, искусстве, они живут этим. В то время как многие молодые актёры, узнаваемые сегодня молодёжью, за участие в фестивалях, подобных нашему, требуют высокие гонорары. Но «Солнечный остров» – некоммерческий фестиваль, мы не можем платить гонорары. – В 2021 году проводимый Крымским киномедиацентром под патронатом республиканского Министерства культуры Международный фестиваль детского, юношеского аудиовизуального творчества «Магический экран – XXI век» стал международным. – В прошлом году на фестиваль прислали работы из Египта, Чили, Бразилии, Аргентины, Белоруссии, Донецкой и Луганской народных республик. Возрастной ценз участников – до 25 лет. Так что принять участие в нём могут как школьники, так и студенты. – Среди отечественных кинодокументалистов в течение последних лет за Крымом закрепилась слава фестивального региона. Тому виной фестивали «Человек, познающий мир» и «Крымдок». – Что касается фестиваля «Человек, познающий мир», то проведению этого мероприятия у нас я обязана знакомству с его директором Александром Герасимовым. Первый фестиваль мы провели в 2014 году. На следующий год решили устроить творческие встречи с участниками фестиваля в крымских школах. Детям о кино рассказывали те, кто его создаёт, ребята задавали вопросы. Мы первыми в России применили такую форму творческих встреч. Да, традиционно на фестивальные показы приходили зрители, кто-то с детьми, режиссёр или продюсер представлял фильм. А тут вместе с создателями картин мы шли в школы Симферополя, Евпатории, Бахчисарайского района... Потом эту форму работы подхватили на других фестивалях в России. А «Крымдок» стал воплощённой мечтой. Дело в том, что с 2006 года в Крыму ежегодно проводился Международный фестиваль документального кино о правах человека. Я выступала его куратором. Выезжала в Киев и там отбирала классное кино, которое меня интересовало прежде всего. А права человека есть в любом фильме, даже сказке (смеётся). В 2013 году фестиваль собрал около семи тысяч зрителей. Кинопоказы устраивались в домах культуры, библиотеках, школах. Дети, посмотревшие тогда фестивальные фильмы, говорили, что документальное кино интереснее художественного. Спустя несколько лет благодаря усилиям директора Крымского киномедиацентра Светланы Косарич в 2017 году мы провели презентацию фестиваля, а в 2018-м – первый «Крымдок». Фестиваль получил очень высокую оценку в России. Когда мы объявляем приём заявок, к нам преимущественно приходят совершенно новые фильмы. Я сильно переживала, что в этом году будет проблематично собрать работы для конкурсной программы. Но, как оказалось, зря. Да, единицы сказали, что их неправильно поймут, что они стыдятся быть русскими, и по-этому отказались представить свои работы на фестиваль. Странно только, как в предыдущие годы эти же люди не стыдились получать награды фестиваля за свои фильмы. От коллег всё чаще слышу отзывы, что «Крымдок» – это фестиваль очень высокого уровня. Мы действительно отбираем очень хорошее кино. К тому же на фестивале есть номинация «Аматорские дебюты», победа в которой для старшеклассников и студентов становится путёвкой в профессию. Например, победителем в этой номинации в своё время стала студентка ВГИКа Ксения Беззапонная с фильмом «Последний путь». В нём санитарка морга рассказывает, что означает для неё профессия. Теперь работы Ксении присутствуют на ведущих российских фестивалях. Алексей ВАКУЛЕНКО