Юлия Медведева, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии КФУ
Как подрастающее поколение может противостоять враждебной идеологии
В социальных сетях встречаются подростки, публикующие видео, где демонстрируют нацистскую символику (Запрещена в России. – Ред.). С психологической точки зрения – это мотив, связанный с поиском смысла жизни, актуальный в подростковом возрасте. Тем не менее столкновение подростка с нацистской идеологией (запрещена в России. – Ред.), изложенной профессиональными дезинформаторами, которые стремятся исказить историю, оправдать нацизм, убедить в ложных жизненных приоритетах, не проходит бесследно.
Десятилетиями целые институты дезинформации и пропаганды работали в этом направлении. И мы, к сожалению, отчасти упустили время на активное противодействие им. Но на данный момент уже ведётся работа как в плане механизмов поиска деструктивного цифрового контента (а он сейчас превалирует среди других информационных каналов передачи контента), так и в плане замещения его на формирующие национальное самосознание информационные ресурсы.
В первую очередь анализируется не само поведение, а мотивация. Это попытка самоидентификации, поиска ответа на вопрос: «Кто я?» Очень трудный и болезненный процесс. Простой пример такого самовыражения – эмо, скинхеды, металлисты, готы, квадроберы. Отличаться от других, идти против течения и авторитетов, сепарироваться от своей семьи, искать «своих» – классика поведения в подростковом возрасте. Плюс очень искажённые представления о реальной опасности такого поведения, вызов смерти. И именно нацистская идеология (запрещённая в России. – Ред.) использует эти нюансы в полной мере.
Ещё одним фактором, связанным с активизацией враждебным нам движений, является радикализация этнических миграционных групп. Не понимая сути этого процесса, подросток может искренне верить, что, используя нацистские идеи (запрещённые в России.– Ред.) о расовом превосходстве, он борется за права своего народа. И не будем забывать, что для многих подростков это такая игра, слепое подражание неформальным лидерам или просто случайная нелепая ошибка, спонтанный проступок, за который действительно потом бывает очень стыдно.
Единого психологического портрета такого ребёнка нет. Это могут быть дети из семей разного социально-экономического и культурного статуса. Тотальный контроль над подростком невозможен. Да и антироссийские пропагандистские институты и деструктивные течения умеют работать с разными людьми. Приоритетным в этом направлении, безусловно, остаётся развитие у подрастающего поколения критического мышления, в целом повышение уровня образования детей и молодёжи.
Действительно ли всё настолько страшно и невозможно управлять этим процессом? И да, и нет. Поменять психологию подросткового возраста никто не может, как и полностью управлять его личностью. Поэтому проявление разных деструктивных форм поведения именно в подростковом возрасте будет встречаться и дальше. При этом исключительно мотив наказания не решит проблему распространения враждебной идеологии. Она будет становиться хитрей, изощрённей, уходить в подполье. Или просто будет меняться мода, появляться другие деструктивные идеологии.