Как не опозориться в театре: советы от эксперта по этикету

Как не опозориться в театре: советы от эксперта по этикету

Фото: Михаил ГЛАДЧУК
Крымская газета
Как не опозориться в театре: советы от эксперта по этикету
Понедельник, 24 ноября - «Крымская газета».

Культурная эволюция: мир стал свободнее, и этикет при посещении культурных учреждений изменился. Мы разобрались с экспертом, как сегодня не опозориться во время «выхода в люди» и какие дикие правила есть в разных странах.

С ОТКРЫТОЙ ДУШОЙ

Посещение театра, музея или галереи - это не просто прогулка, а жест уважения к искусству и месту. Но время меняется: технологии, привычки и образ жизни трансформируют саму культуру визита. Отсюда внутренний конфликт: правила кажутся архаикой, а свобода - оправданием всего.

Вспомним, например, случай этого года в Галерее им. Айвазовского в Феодосии: телеведущая и Заслуженная артистка России Оксана Фёдорова сфотографировалась в зале в джинсовых микрошортах, пояснив, что зашла «с пляжа». В сети мнения разделились: одни сочли это неуважением к музею, другие - обычным летним стилем.

Другой громкий случай - визит Анастасии Волочковой в храм в меховой накидке, джинсах и открытых босоножках. Она ответила критикам: «Я очень верующий человек. Когда вера зовёт, можно прийти в чём угодно». Однако реакция оказалась резкой, особенно учитывая, что подобные выходки повторяются. Например, в Астрахани летом, в 40-градусную жару, Волочкова пришла в храм в шёлковом платье с высоким разрезом и глубоким декольте. Так сказать, с открытым сердцем к богу. Поверх надела енотовую шубу. Довершали модный образ босоножки на высокой платформе.

Мы попросили специалиста по этикету и манерам Марию Елисееву пояснить, что сегодня считается нормой при посещении культурных мест.

- Действительно, в современном ритме времени на себя часто не остаётся сил. Поэтому многие выбирают театр «между делом» и надевают привычные джинсы и свитера. Но театральная среда - это пространство, где важно уважение. Недавно мы с мужем побывали на интереснейшем спектакле. Зрительный зал был почти полностью заполнен. К моему большому сожалению, элегантно одетых людей можно было пересчитать по пальцам. Поведение публики оставляло желать лучшего: много опоздавших, пришедших уже после начала спектакля, а во время представления некоторые доставали телефоны и снимали актёров, - приводит пример эксперт.

СХОДИТЬ В ТЕАТР, А НЕ С УМА

По словам Марии, большинство правил из классической культуры остались:

- В театр необходимо приходить вовремя, а лучше немного пораньше, чтобы успеть сдать вещи в гардероб и привести себя в порядок. У зеркала в гардеробе можно только поправить прическу; причесываться, подкрашиваться и завязывать галстук следует в дамской комнате или уборной. В гардеробе пальто передают гардеробщику, перекинув его через барьер. Проходя к своему месту, идти вдоль рядов лицом к сидящим; мужчина, если вы пришли парой, пропускает женщину вперёд. Если место занято, не вступайте в спор - обратитесь к капельдинеру для разрешения ситуации. Садиться следует только на место, указанное в билете; руки не кладут на оба подлокотника.

Во время спектакля запрещается разговаривать, шуршать упаковками или вертеть предметы, включая телефон; впечатления лучше обсуждать в антракте, призывает Мария.

- Мобильный телефон необходимо выключить или поставить на беззвучный режим; нельзя снимать или фотографировать спектакль. В антракте не стоит спешить в буфет, расталкивая других; со своего места не нужно вставать, пока не закончится антракта. После спектакля не следует бежать к гардеробу, чтобы быстрее уйти - это создаёт впечатление неуважения. Покидать зал во время спектакля недопустимо; выход возможен только во время антракта. Своё мнение о туалете, других зрителях, артистах высказывают в антракте приглушённым тоном.

При этом пресс-код распространяется и на другие культурные места: рестораны, музеи, выставки; одежда должна быть уместной и уважительной к окружающим.

- Для мужчин классический вариант - это тёмный костюм или пиджак, светлая рубашка, галстук опционально и обязательно кожаные туфли. Альтернатива - брюки с рубашкой и пиджаком или даже тёмные джинсы с рубашкой, если дресс‑код менее строгий. Обувь должна быть закрытой и аккуратной. Для женщин классический вариант - платье средней длины, юбка‑карандаш с блузкой или брючный костюм. В качестве альтернативы подойдут элегантное платье, юбка или брюки с блузкой. Обувь предпочтительно закрытая, на невысоком каблуке, а аксессуары, причёска и макияж - сдержанные. Чего следует избегать: вся спортивная одежда – это кроссовки, спортивные костюмы, шорты, слишком откровенные наряды - глубокое декольте, открытая спина, короткие юбки, майки и топы, головные уборы в помещении, яркие и броские наряды, чрезмерный макияж и украшения, прозрачные и полупрозрачные ткани, а также леггинсы без юбки или платья поверх.

Цветовые сочетания должны быть сдержанными, без кричащих деталей, чтобы одежда смотрелась уместно и не отвлекала от атмосферы культурного пространства.

- Правила этикета действуют в музеях, ресторанах и других общественных пространствах. Приходить в хороший ресторан в шортах, майке или спортивном костюме выглядит неуместно. Это особенно ощущается в курортных городах, где в заведения приходят прямо с пляжа, в мокрых купальниках. Здесь вопрос не в «элегантности ради красоты», а в базовом уважении. Уместность - главный принцип. Он касается всех, независимо от статуса. А уж те, с кого берут пример, должны помнить: пример должен быть достойным, - отсылает Мария к голым знаменитостям.

Диана МАСЛОВА.



По теме

Читаемое