Красота внутри этих ребят: Герой России Артём Катунькин о подвиге, самопожертвовании, СВО и жизни в Крыму

Красота внутри этих ребят: Герой России Артём Катунькин о подвиге, самопожертвовании, СВО и жизни в Крыму

Фото: Алексей Вакуленко
Крымская газета
Красота внутри этих ребят: Герой России Артём Катунькин о подвиге, самопожертвовании, СВО и жизни в Крыму
Пятница, 24 марта - «Крымская газета».

Уроженец Челябинской области Герой России Артём Катунькин уже пять лет как крымчанин. За это время он не раз встречался с крымской молодёжью, рассказывая о службе, подвиге и своём понимании патриотизма. Одна из таких встреч недавно прошла в Доме молодёжи в Евпатории.

В армию по кривой

По словам героя, школьником он не собирался пополнять ряды силовиков.

– Не скажу, что был бандитом, – улыбаясь, вспоминает Артём Викторович. – Но и не был отличником: тройки, четвёрки. Конечно, и хулиганили. У нас достаточно патриархальный город (малая родина Катунькина – Катав-Ивановск Челябинской области. – Ред.). Школа, техникум, армия, завод, семья и пошло-поехало. Думал, стану мастером механического цеха на заводе, буду ходить и проверять, как ребята фрезеруют на станке детали для цементной промышленности. Получу заочно высшее образование, стану начальником цеха. Об армии вообще не думал. Затем отслужил два года в ракетных войсках стратегического назначения, которые сейчас составляют ядерный щит России, в Алтайском крае. Некоторые ребята остались по контракту, а я вернулся домой. Немного поработал в милиции, что-то не понравилось. Пошёл на литейно-механический завод, заочно стал учиться в институте на инженера-металлурга. А потом появилась семья, надо было её кормить, нужен был постоянный заработок. И как-то кривая дорога привела меня в армию.

Там будущий герой дослужился до начальника караула. И неизвестно, как дальше складывалась бы его армейская карьера, если бы однажды в часть не приехал офицер, ранее проходивший там службу.

– Смотрю: шевроны такие красивые, в берете, капитан, – рассказывает Катунькин. – Спросил, где он служит. Сказал, в отряде специального назначения в Челябинске. Заинтересовался, что за отряд. А уже через год стоял перед командиром этого отряда и аттестационной комиссией:

– Готов?

– Готов! Смогём!

И пошла служба. И 13 лет отслужил я в отряде челябинском, а потом в Крым перевёлся. И вот уже более двадцати лет служу. Хотя не планировал. Так спонтанно получилось.

Подвиг и героизм

В январе 2012 года базировавшуюся в Ханкале группу военных, среди которых был Артём Катунькин, подняли по тревоге. Их задачей было сопровождать оперативников ФСБ в Кизлярском районе Дагестана. В лесном массиве между посёлком Черняевка и хутором Украинским отряд прочёсывал местность в поисках предполагаемого бандитского схрона. Артём Катунькин командовал головным дозором.

Члены так называемой кизлярской бандгруппы организовали засаду. Когда бойцы попытались блокировать пятерых террористов, засевших в блиндаже, завязался бой. Бандиты открыли огонь из автоматов и пулемёта. Подавив на время сопротивление бокового дозора, четверо оставшихся бандитов выбежали навстречу головному, в котором пулемётчик погиб, сапёр получил ранение, а ещё одного военнослужащего направили прикрывать тыл. Сопротивление мог оказать только прапорщик Катунькин. Он разрядил в бандитов полный магазин, оставив один патрон. В итоге трое бандитов были убиты, четвёртого сразила пуля снайпера.

– Задачу выполнили, к сожалению, не без потерь, – рассказывает Герой РФ. – Один из четверых наших ребят, которые погибли, Евгений Эпов, накрывший собой брошенную в группу ручную гранату, получил звание Героя России посмертно. Бандгруппа была уничтожена. И 29 августа 2012 года Владимир Владимирович Путин вручил мне награду. Я всегда повторяю, что это не только моя награда, это награда всего подразделения, в котором я когда-то служил, всех ребят. Ничего героического. Работа такая.

А героизмом Артём Викторович считает самопожертвование в чистом виде.

– Для меня героизм – это когда у человека есть выбор: остаться в живых или совершить поступок на грани жизни и смерти, не связанный, как в моём случае, с выполнением поставленных задач, – поясняет он. – Например, герой – гражданский человек, который в повседневной жизни забежал в горящий дом, вытащил ребёнка, а сам погиб. Он пошёл туда, зная, что погибнет.

Сила в простоте

В марте 2014-го, находясь в родном Челябинске, Катунькин внимательно следил за новостями из Крыма, доживавшего последние дни в составе «незалежной» Украины. Впрочем, только де-юре, поскольку де-факто с 27 февраля шаг за шагом полуостров уверенно выходил из-под влияния Киева.

– Такого подъёма патриотизма и таких радостных настроений я до того не видел, – вспоминает он. – Было много радости, все на подъёме, настроения были достаточно бодрые, патриотичные. Крым – это историческая территория России. Здесь живут люди, которые духовно, культурно соприкасаются с историей России на протяжении многих лет.

О ценности возвращения домой, насыщенной глубиной живых чувств, Артём Викторович знает, пожалуй, как никто другой.

– Самый яркий момент в работе – когда по возвращении из командировки тебя встречает семья, – признаётся он. – Это не передать словами: самые яркие, радостные, запоминающиеся моменты. Крым девять лет назад вернулся домой, мы видели по телевизору слёзы крымчан. Примерно такие эмоции переживают солдаты, вернувшиеся после выполнения задач домой, нам это знакомо.

Будучи истинным патриотом, Катунькин испытывает здоровое раздражение при рассуждениях о градациях патриотизма и его предполагаемом подъёме.

– Любовь к матери можно ли «поднять»? – недоумевает герой. – Свою маму можно ли любить больше или меньше? Так и с Родиной: либо любишь, либо не любишь. Я люблю свою Родину и делаю всё, чтобы она процветала, развивалась, двигалась вперёд, хорошела. Основа патриотизма – в семье. Сострадание, доброта, взаимопомощь всем известны. На эту базу надстраиваются профессиональные знания, умения, навыки. Патриотизм не надо отделять от повседневной жизни. Мы живём, любим то место, где родились, любим и уважаем тех людей, которые с нами взаимодействуют. Здесь нет ничего сложного. Вся сила в простоте.

Говоря о продолжающейся второй год специальной военной операции, герой отдаёт должное бойцам, которые сейчас на переднем крае выполняют, по его словам, «достаточно трудную, тяжёлую эмоционально и физически работу».

– Там ничего красивого нет, – отмечает он. – Но красота внутри этих ребят, она в душе у них, потому что там никакого шлака нет, никаких фантиков и картинок. Взаимопомощь, взаимовыручка, желание выполнить задачу и прикрыть товарища, доб-лесть, мужество, профессионализм, самоотдача, самопожертвование – вот что остаётся в итоге. И важно, чтобы этот фундамент в человеке был с детства, с юности.

Алексей ВАКУЛЕНКО



По теме