Флагман отечественной промышленности, сложности украинского периода, дефицит инженеров и собственный технологический парк: интервью гендиректора "Фиолента"

Флагман отечественной промышленности, сложности украинского периода, дефицит инженеров и собственный технологический парк: интервью гендиректора "Фиолента"

Фото: Михаил Гладчук
Крымская газета
Флагман отечественной промышленности, сложности украинского периода, дефицит инженеров и собственный технологический парк: интервью гендиректора "Фиолента"
Пятница, 26 января - «Крымская газета».

Как вопреки всем историческим катаклизмам завод «Фиолент» уже не один десяток лет остаётся флагманом современной отечественной промышленности? Об этом и не только «Крымской газете» рассказал гендиректор предприятия Александр Баталин.

ЗЕМЛЯ БОГОВ

– Александр Сергеевич, помните свой первый рабочий день? Сколько лет руководите «Фиолентом»?

– Свой первый рабочий день хорошо помню. По окончании учёбы выпускнику института тогда был положен месяц отпуска. Но уже через день после получения диплома отцу позвонил начальник отдела кадров и спросил: «А где твой лодырь? Ему на работу надо выходить, а он прохлаждается!» И никакие отговорки о законном праве на отпуск не помогли. «Завтра выходишь на работу», – сказал отец. Утром я был трудоустроен, моя первая должность на «Фиоленте» – мастер цеха. После этого я прошёл все ступеньки карьерной лестницы, ни одной не пропустил и не перескочил, и вот уже 38 лет руковожу этим предприятием.

– Кстати, по одной из версий, «фиолент» в переводе с греческого означает «земля богов». А почему завод так называется? Символично, однако: «как лодку назовёшь…»

– По нашей версии, завод так назвал Борис Евстафьевич Бутома, министр судостроения СССР, всю свою жизнь посвятивший кораблестроению. Он бывал в Севастополе и на нашем заводе. И тогда Борис Евстафьевич сказал: «Будете «Фиолентом». Позже с его лёгкой руки начали выпускать магнитофоны «Дельфин» и магнитолы «Ореанда». Было даже письмо жителей Крыма в одну из газет, мол, почему «Ореанда», а не «Ариадна», древнегреческая мифическая принцесса. На что якобы Бутома ответил: «Я сказал «Ореанда» – так и будет». И мы ему очень благодарны не только за то, что он дал названия нашему заводу и целой линейке магнитофонной продукции, но и за то, что он уже тогда определил три главных направления деятельности предприятия: производство высокоточной техники, продукции для отрасли судостроения и бытовой техники. К слову, Советское государство вкладывало огромные средства именно в развитие магнитофонного направления, на заводе для этого строилась ещё одна площадка, где работало более двух тысяч человек. Выпускали магнитофоны очень высокого качества. Последняя модель магнитолы «Ореанда» стала лучшей в СССР, была представлена в Японии, где тоже получила признание.

Полный цикл

– Развал СССР, лихие 90-е и нахождение полуострова в составе Украины нанесли промышленности Крыма немалый ущерб. Тем не менее, в отличие от многих индустриальных гигантов, «Фиолент» выдержал. Благодаря чему?

– В лихие 90-е «Фиолент» фактически остановился, даже магнитолы перестали выпускать, потому что развалилась вся электронная промышленность. Я тогда даже посетил компанию Philips, встретился с её генеральным конструктором. Они посмотрели нашу аппаратуру, дали высокую оценку механике и предложили… покупать электронику у них. Увы, денег у «Фиолента» на это не было, и завод остановился. А работало у нас восемь тысяч человек, считай, население небольшого посёлка. Надо было выживать, и мы начали выпускать оверлоки для швейных машинок, а затем делать аппараты для переработки молока. Это была продукция высокого европейского уровня, но её производство не давало возможности, средств для развития завода. Для этого надо было производить что-то крупносерийное на базе имевшихся у нас технологий. Мы плотно занялись этим направлением и стали единственными, кто создал полный цикл – от разработки и производства до реализации и обслуживания различных электроинструментов. И в настоящее время это тоже одно из направлений деятельности нашего завода.

– Не было соблазна расчленить завод на несколько мелких или продать, как это было сделано с десятками, если не сотнями других некогда мощных крымских производств?

– К большому сожалению, тогда многие руководители не справились с шоком 1990-х и действительно начали делить свои предприятия на маленькие. Мне тоже звонили и говорили: «Александр Сергеевич, что ты себе думаешь? Останешься ни с чем!» Но я понимал: если начну делить завод, он пропал! А допустить этого я не мог, не имел права, ведь за мной стоял многотысячный коллектив.

Были очень сложные моменты, даже зарплату приходилось выплачивать электроинструментом. Но потом мы поняли, что это приводит к спекуляции на рынке. И первые седые волосы у меня появились, когда я вышел на заводскую площадь, где собралось больше тысячи сотрудников, которые задали всего один вопрос: «Что будет с зарплатой?» Я сказал им: «Если вы мне верите, я два месяца не плачу зарплату, а потом буду платить регулярно». Прошло два месяца, деньги люди получили, и до сегодняшнего дня я никогда не задерживал выплаты. Тогда у нас состоялся откровенный разговор с коллективом, люди мне поверили. Этого, наверное, не смогли сделать многие мои коллеги, директора предприятий.

– Люди поверили, потому что вы не послали говорить с ними своих представителей и заместителей, не побоялись выйти к ним разговор...

– Я не испугался, а наоборот, хотел с ними поговорить. Потому что по натуре такой, и отец мой таким же был. Я и сейчас каждый рабочий день начинаю в цеху. Да и мы с вами беседуем в техническом центре завода, потому что, по сути, кабинета у меня нет. Формально есть, но я там много лет ничего не меняю, не ремонтирую, наверное, ни у кого такого древнего нет (смеётся. – Ред.). Мне комфортно работать с людьми, появляться на производстве. Зато всё время в центре событий, получаю от своих сотрудников определённый импульс, идеи, предложения на предмет того, как развиваться заводу, решать те или иные проблемы. Я люблю людей, люблю с ними общаться.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Судя по тому, что в СМИ стала часто появляться реклама «Фиолента», предприятие наращивает обороты, жизнь налаживается?

– С 1990-х и до 2014 года ситуация оставалась сложной, тупиковой. У предприятий не было не только материальной поддержки, но и перспективы развития не было. Может, поэтому развалились такие мощные заводы, как «Продмаш», «Фотон», «Сантехпром» и ряд других. Например, с нами часто не рассчитывались за уже готовую продукцию и государственные, и частные структуры. Но «Фиолент» спасало то, что всегда 50% нашей продукции мы экспортировали, она была крайне востребована и на российских предприятиях, и за рубежом. Это было и остаётся отличительной чертой нашего производства, мы всегда стараемся на полшага опережать наших оппонентов. Что, в свою очередь, позволяло и позволяет нам конкурировать на рынке. Поэтому, когда всё вокруг разваливалось, экспорт давал возможность заводу жить и развиваться.

Ещё одна отличительная черта «Фиолента» – все основные разработки наши, собственные, на предприятии имеется весь необходимый для этого технологический парк. Мы ничего не распродали, не отдали в аренду. Даже корпуса, которые когда-то строили для выпуска магнитофонов, будут задействованы. В муниципальную собственность Симферополя мы передали лишь детские сады и жилые дома, которые когда-то строили хозспособом. Но стадион «Фиолент» оставили в заводской собственности специально, чтобы коллектив мог где-то собираться вне работы, проводить различные мероприятия, в том числе спортивные.

Я не пошёл по пути дробления завода, и это тоже позволило нам остаться на плаву. Мы с большим энтузиазмом участвовали в Крымской весне, поскольку понимали, что только с Россией для завода и его работников открываются перспективы. Да, трудиться в российских реалиях непросто, потому что большая конкуренция на рынке. На «Фиоленте» однажды побывали коллеги, директора заводов. Делегация была внушительная, 30-40 человек. Они осмотрели наше производство профессиональным взглядом и заявили: «Мужик ты хороший, но конкурент. Мы тебя будем мочить!» И с тех пор мочат и мочат по отдельным направлениям, причём строго в соответствии с российским законодательством (смеётся. – Ред.).

– Ничего личного, только бизнес…

– В нашей ситуации, как и раньше, можно побеждать только одним способом: высоким технологическим уровнем производства и продукции. Поэтому и сегодня наш портфель заказов полон, есть высокоточное оборудование, завод работает в три смены.

– То есть главный секрет успеха – качество продукции?

– И люди! Поэтому в коллективном договоре «Фиолента» чётко расписано, какая должна быть социальная ответственность руководителя перед коллективом. Например, сегодня в нашей столовой обед стоит 75 рублей, на территории завода есть фитнес-клуб, где после работы могут заниматься сотрудники. У нас постоянно проводятся различные мероприятия, работники посещают театры, концерты симфонической музыки за счёт предприятия. Родится ребёнок – мы помогаем, надо собрать его в школу – помогаем, ветеранам помогаем, все заводчане ежегодно отдыхают семь дней на ЮБК за 30% от стоимости путёвки. Это лишь некоторые пункты, зафиксированные в нашем колдоговоре, который, к слову, постоянно признаётся лучшим на уровне не только Крыма, но и России. Ещё и потому, что мы постоянно работаем с профсоюзами и несём ответственность друг перед другом. Мне как руководителю наш профсоюз спокойно жить не даёт, и это правильно.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ

– Вы возглавляете региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей. Как оцениваете состояние промышленности на полуострове?

– Я уже горжусь многими нынешними руководителями предприятий, которые совершенно по-другому относятся к своим обязанностям, к решению поставленных перед ними задач. Вспомните, что ещё в 2014-м году тот же судостроительный завод «Залив» не работал, некогда известные на весь Советский Союз и не только предприятия Феодосии стояли, как и химические производства Крыма. А сейчас все работают. Только заводу имени Бутомы сегодня необходимо полторы тысячи сотрудников, потому что они строят громадные корабли. Камыш-Бурунский железорудный комбинат, Керченский металлургический тоже работают. В Симферополе возобновили производство «Пневматика» и «Сельмаш». Да, пока они не выходят на прежние объёмы, но дайте время – и это произойдёт. Очень рад, что меняется отношение к малому бизнесу. Опять же, в Симферополе уже появились, например, новые предприятия обрабатывающей промышленности, мебельного производства. Объём промышленного производства в Крыму растёт. Этому способствует правительство республики и лично Сергей Валерьевич Аксёнов, они уделяют серьёзное внимание вопросам накопления Фонда поддержки промышленности, что крайне необходимо сегодня.

Сегодня наблюдается дефицит инженерных кадров и рабочих различных технических направлений. Насколько для «Фиолента» и крымской промышленности в целом эта проблема актуальна и как она решается?

– И для «Фиолента», и для промышленности Крыма в целом сейчас главная проблема – дефицит, почти отсутствие инженерных кадров различных специальностей. Спасибо Сергею Валерьевичу: он позвонил в Москву, и в прошлом году я встречался с министром науки и высшего образования РФ, обсуждали этот вопрос. Затем в Крым приезжал заместитель министра, была встреча с руководством КФУ имени В. И. Вернадского. В итоге впервые в Крыму на базе Физико-технического института начали подготовку инженерных кадров именно по направлению «автоматизация различных производств». Уже набрали 15 человек, желающих освоить эту специальность. До этого в вузе готовили лишь небольшое количество инженеров по мелиорации и водоотведению.

Также завод «Фиолент» вместе с КФУ открыл у себя кафедру, где будущие инженеры и другие студенты, в том числе и крымских колледжей, желающие в перспективе связать свою судьбу с нашим предприятием, проходят практику. На заводе есть аудитории, где наши специалисты читают им лекции, проводят практические занятия. Более того, ребята, которые по окончании учёбы точно останутся у нас работать, получают свою первую трудовую книжку и полставки зарплаты. Если бы я, работая фрезеровщиком до поступления в институт, получил трудовую книжку, мой стаж был бы уже под 60 лет, а так только 53 (смеётся. – Ред.).

Более того, мы ведём профориентационную работу в детских садах и школах, ребята приходят на завод, мы проводим для них экскурсии. Помню, один мальчик пришёл и сразу заявил: «Я хочу быть генеральным директором «Фиолента»!» Пригласил его сесть в моё рабочее кресло, ему понравилось. Смена растёт!

ПОРТФЕЛЬ ДЛЯ ИНВЕСТОРА

Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы Крым стал если не самодостаточным, то стабильным в экономическом плане регионом?

– У Крыма уже есть очень большой инвестиционный портфель, мы входим в число лучших регионов России по этому показателю. Это факт. Но, к сожалению, в этом портфеле в большей степени обозначены такие направления, как жильё, логистика и курортная сфера. Но поскольку я возглавляю крымское отделение Союза промышленников и предпринимателей РФ, убеждён (и об этом везде говорю), что необходимо выделять инвестиционные площадки для создания небольших инновационных предприятий с малой численностью работников, но с большим прибавочным продуктом. Это должно стать приоритетным направлением, поскольку даст серьёзные поступления в бюджет региона.

Более того, мы направили письмо председателю правительства Крыма Юрию Гоцанюку с предложением оценивать работу руководителей крымских муниципалитетов с учётом того, создали они у себя новое предприятие или нет. Ведь сегодня большинство районов Крыма, извините, сидят на дотациях. И у нас пока не работает ни один индустриальный парк. Убеждён, что рядом с такими площадками следует возводить недорогое жильё, чтобы молодым специалистам, учёным, пожелавшим работать в этих парках, было где жить. А если в целом, то мы счастливые люди, потому что живём в Крыму!

ДЕЛ НЕВПРОВОРОТ

– Россия находится на новом витке исторической спирали, и жизнь каждого будет меняться если не кардинально, то значительно. Завод «Фиолент», его многотысячный коллектив и лично вы готовы к этому?

– Если руководитель не будет думать, как быть полезным региону, стране, у коллектива незавидная перспектива. Поэтому сегодня «Фиолент» продолжает развивать все три традиционных направления производства, и наша главная цель – не только быть конкурентоспособными, но и превосходить других. Только в этом случае мы будем востребованы. Поэтому я желаю своим коллегам уже сегодня думать не только о завтрашнем дне предприятия, но и о развитии производства на несколько десятилетий вперёд. Пользуясь случаем, хочу обратиться к крымским бабушкам, дедушкам, мамам и папам с просьбой не отправлять своих детей учиться на материк. Не надо, чтобы они уезжали из Крыма, чаще всего навсегда. Сегодня в республике, в Севастополе есть все условия для получения достойного образования, поиска хорошей работы и развития нашего любимого полуострова. Работы предстоит много всем.

– Если не секрет, как семья воспринимает то, что вы большую часть своей жизни пропадаете на работе?

– Я очень благодарен своей жене за то, что она меня столько лет терпит и поддерживает (смеётся. – Ред.). Она понимает, что «Фиолент» – это моя жизнь!

  

Блицопрос

– Главная черта характера, необходимая в вашей работе, – это...

– Ответственность и любовь к людям.

 

– Кем бы вы были, если бы могли сменить профессию?

– Не менял бы. Я не жалею о том, что иду по этой стезе.

– Каков ваш главный принцип?

– Быть полезным людям.

– За что любите жизнь?

– За то, что она преподносит постоянные трудности, но, когда их преодолеваешь, это счастье.

– Чего не терпите в людях?

– Хамства, лжи и обмана.

– Какое ваше любимое место в Крыму?

– Дом.

Беседовала Елена Озерян



По теме