170 лет назад англо-французские войска высадились у Евпатории

170 лет назад англо-французские войска высадились у Евпатории

Фото из открытых источников
Крымская газета
170 лет назад англо-французские войска высадились у Евпатории
Четверг, 12 сентября - «Крымская газета».

13 сентября (по новому стилю) 1854 года объединённая англо-французско-турецкая армада, включавшая девять десятков боевых кораблей и три сотни транспортных судов, стала на якорь возле Евпатории. Ночью началась высадка на берег экспедиционных войск антироссийской коалиции. Именно этот момент стал отправной вехой на пути трансформации длившегося уже почти год вооружённого конфликта в собственно Крымскую войну.

ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ

Существует устойчивое заблуждение, что император Николай I в 1853 году начал войну с одряхлевшей Османской империей, имея целью оккупацию и присоединение к России северной её части. Но, во-первых, войну объявила не Россия Турции, а Турция России, во-вторых, российский монарх вовсе не был тогда заинтересован в ещё большем ослаблении Османской империи.

В ходе визита в Англию в 1844 году Николай Павлович, беседуя с британским премьер-министром Робертом Пилем, действительно предлагал ему «честно поделить» турецкие владения. Но только лишь после того, как пребывавшая в глубочайшем политическом и экономическом кризисе Османская империя самопроизвольно развалится.

На её месте могли возникнуть молодые и агрессивные режимы и течения, исповедующие радикальный ислам, что добавило бы России хлопот на южной границе. Слабое и предсказуемое турецкое государство являло собой в этом смысле гораздо более удобного соседа. Его хотя бы в усечённом виде следовало, по мнению Николая I, непременно сохранить.

А Роберту Пилю император сказал тогда дословно следующее: «Теперь нельзя решать, что следует сделать с Турцией, когда она умрёт. Такие решения ускорят её смерть. Поэтому я всё пущу в ход, чтобы сохранить статус-кво. Но нужно честно и разумно обсудить все возможные случаи… прийти к… правильному, честному соглашению».

В отличие от своего старшего брата Александра I, Николай Павлович был по природе человеком довольно бесхитростным, прямым, умевшим держать данное слово и ожидавшим такого же отношения к себе. Дипломатия его была слишком наивной, особенно если сравнивать её с внешней политикой Туманного Альбиона, где такие понятия, как честь и совесть, уже в те времена напрочь затмевались блеском золотой монеты и беззастенчиво искривляли рты «респектабельных джентльменов» циничной усмешкой.

О каком «честном соглашении» с англичанами могла идти речь, если к тому моменту Османская империя уже шесть лет де-факто являлась их полуколонией?! В таковую её превратил подписанный в 1838 году Балта-Лиманский договор о «свободной торговле», открывший англичанам беспошлинный ввоз любых товаров на всю территорию империи. При таких условиях потеря османами даже небольшой части их всё ещё обширных владений наносила прямой ущерб интересам английских торговцев и промышленников!

Вот поэтому все остальные причины начала Крымской войны, такие как противоречия между Русской православной и французской католической церквями в Палестине, личная неприязнь Наполеона III к Николаю I за его высокомерное отношение к не вполне законному выскочке, стремление французов реваншироваться за унижения 1812–1814 годов, являлись второстепенными. Главными же причинами были интересы английского капитала и желание правящих британских кругов использовать удобный момент для ослабления самого опасного своего соперника – России.

«АНГЛИЧАНКА ГАДИТ»

Это известное ещё с XVIII века выражение невольно приходит на ум, когда касаешься вопроса, как Англии удалось спровоцировать войну между Турцией и Россией. Зловещую роль сыграл тут английский посол при дворе султана Чарльз Стрэдфорд-Редклифф. Именно он убедил Абдул-Меджида I пойти на уступки русскому императору в вопросе передачи Святых мест в Палестине Греческой православной церкви, но отказать в протекции России над православными подданными султана, составлявшими треть населения Османской империи.

Хитрый англосакс, хорошо изучив характер Николая I, не сомневался, что тот явно не удовольствуется половинчатым решением и пойдёт на дальнейшее обострение ситуации. Так оно и случилось. В июне 1853 года русские войска вошли в Молдавию и Валахию – православные княжества, находившиеся в вассальной зависимости от султана.

Это не привело к началу войны, но послужило причиной экстренного созыва в Вене конференции представителей Англии, Франции, Австрии и Пруссии, предписавшей Турции удовлетворить требования России, а России – вывести войска из придунайских княжеств. Перспектива военного столкновения со всей Европой побудила Николая I согласиться с компромиссным вариантом, позволявшим ему сохранить лицо. Но…

Всё тот же Стрэдфорд-Редклифф уговорил султана внести в текст ноты пару мелких, совершенно не меняющих сути документа поправок. Уже после того как Николай I, могущественнейший из государей планеты, эту ноту подписал! Император готов был принять решение четырёх великих держав Европы, но внесение султаном изменений в уже подписанный им документ выглядело как унизительная уступка со стороны Николая I. Английский провокатор всё верно рассчитал! Компромисса не получилось. Началась война.

ЕСЛИ БЫ…

Неудачи турок на суше, и особенно уничтожение их эскадры в Синопском сражении вице-адмиралом Павлом Нахимовым, ускорили вступление в войну Англии, Франции и примкнувшего к ним итальянского Сардинского королевства. Вражеский флот вошёл в Чёрное море и обстрелял Одессу. Менее удачно для врага прошли его попытки бомбардировать с кораблей Очаков и Севастополь, а в Варне, куда морем были доставлены сухопутные экспедиционные силы французов и англичан, разразилась эпидемия холеры.

Несмотря на вызванную ею некоторую задержку, англо-французская армия погрузилась на транспортные суда и в сопровождении целой армады боевых кораблей двинулась в сторону Крыма. К сожалению, командование нашего Черноморского флота упустило шанс атаковать противника во время его промежуточной стоянки у острова Фидониси (Змеиный). Несомненно, атака эта привела бы к потере значительной части русских кораблей, однако и враг мог лишиться большого числа транспортных судов вместе с погруженными на них солдатами. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения…

13 сентября 1854 года флот противника приблизился к крымскому берегу у Евпатории. В ночь на 14 сентября началась высадка войск, насчитывавших в общей сложности 62 тысячи солдат и офицеров. Это событие, давшее старт боевым действиям на полуострове, явило собой отправную точку Крымской кампании Восточной войны.

Так обычно называют этот военный конфликт в Европе. Но в нашей истории он был и остаётся Крымской войной. И такое наименование всё же точнее и правильнее. Хотя бы потому, что именно на Крымской земле развернулись основные боевые действия и, соответственно, было совершено русскими солдатами, матросами, офицерами, генералами и адмиралами наибольшее число подвигов, нередко стоивших нашим героям жизни!

Сергей КОЛДИН.



По теме