В БОЙ С ОГНЁМ
Как строится работа спасателей в новых условиях, «Крымской газете» рассказал министр чрезвычайных ситуаций Республики Крым Сергей Садаклиев.
БРОНЕЖИЛЕТЫ ДЛЯ СПАСАТЕЛЕЙ
– Сергей Николаевич, сейчас непростое время для Крыма. МЧС как никогда начеку. Как перестроилась ваша работа в период СВО?
– С первых же дней СВО на полуостров, как вы знаете, хлынул поток беженцев. Министерством была начата работа по учёту, размещению и оказанию содействия гражданам, вынужденно покинувшим территорию ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областей и Украины. Было развёрнуто семь пунктов временного размещения, организована бесплатная отправка беженцев железнодорожным транспортом в другие регионы России. Через пункты пропуска прибыло более двух миллионов человек. Проведена совместная с органами труда и социальной защиты населения работа по выплате гражданам единовременной помощи на сумму более 800 млн рублей.
К сожалению, изменился и характер чрезвычайных ситуаций. Теперь нам иногда приходится справляться с последствиями ракетных ударов и атаками БПЛА.
– Что оказалось самым сложным в этот период?
– Самое тяжёлое, пожалуй, видеть горе людей, слышать их истории. Особенно когда к нам прибывали мариупольцы…
– Насколько оперативно справились ваши сотрудники с ЧС, связанными с атаками на полуостров беспилотников?
– В июле произошла серия атак ракет и БПЛА, но все службы в этой ситуации отработали своевременно и эффективно. Мы вовремя проводили оповещение и эвакуацию людей, оцепление территории, недопущение на неё посторонних лиц. Было приобретено два дрона, один из них с тепловизором. Несколько раз мы применяли их для осмотра территории, находящейся в зоне детонации боеприпасов, на предмет разрушений и очагов возгорания. Пришлось также закупить бронежилеты и каски для спасателей, чтобы, направляясь в опасную зону, они были защищены. Дополнительно спасатели проходят обучение по тактической медицине, в случае необходимости сумеют оказать доврачебную помощь.
– Существует ли универсальный алгоритм действий специализированных служб, который можно применить в любой нештатной ситуации?
– Регламент действий всех органов управления отработан до автоматизма. Эвакуация является одним из самых эффективных способов защиты населения при опасности. У нас в Крыму функционирует эвакуационная комиссия под руководством вице-премьера Михаила Анатольевича Назарова. Выработано чёткое взаимодействие с органами управления: ЕДДС, администрациями, экстренными службами реагирования и т. д. Планы эвакуации населения разработаны заранее и являются приложением к Плану гражданской обороны Крыма.
В нашем учебно-методическом центре по гражданской обороне ежегодно обучаются ответственные должностные лица, от руководителей нештатных формирований гражданской обороны до председателей эвакуационных комиссий муниципальных образований. Только в прошлом году обучено более четырёх тысяч специалистов. При необходимости эвакуации у нас есть определённое понимание, где взять автобусы, топливо, какие объекты предназначены для развёртывания пунктов временного размещения. Всё это – результат долгой ежедневной работы с органами самоуправления на местах. Поэтому эвакуация населения проводится быстро и слаженно.
– Крымские объекты стараются защитить максимально, но в случае ЧП не окажется ли, что документация подрядчиком утеряна и какой-то объект невозможно быстро восстановить?
– В составе министерства работает страховой фонд документации. На полуострове строится много объектов, в том числе стратегически важных: Крымский мост, ТЭЦ, трасса «Таврида», очистные сооружения. Наш страховой фонд берёт проектную документацию этих объектов и заносит её на плёнку, которая хранится в несгораемых футлярах в специальном хранилище. И в случае какого-либо повреждения объекта или утери документации на него строительная организация запрашивает из страхового фонда этот микрофильм. По нему восстанавливается и проектно-сметная документация, и сам объект.
– А какова сегодня ситуация с укрытиями? Все подвалы расчищены?
– С прошлой осени была проведена большая совместная работа по приведению в готовность заглублённых помещений, предназначенных для укрытия населения. Здесь надо отдать должное администрациям муниципальных образований, которые очень серьёзно к этому отнеслись, навели порядок во всех подвальных помещениях, провели туда свет, частично – воду. Многие даже поставили стулья и лавочки, чтобы при необходимости людям было удобнее там провести какое-то время. Мы, в свою очередь, посетили и осмотрели все эти помещения, оказали помощь методического характера.
– Многие ли ребята из вашего министерства отправились служить в зону СВО? Есть особо отличившиеся бойцы? Как поддерживаете их?
– Из числа личного состава подведомственных учреждений в зону СВО ушли шесть человек. Все добровольцы, некоторые уже подписали контракт дважды. Ребята с честью исполняют свой долг, имеют награды, и мы ими очень гордимся. Конечно, чем можем помогаем, в том числе закупаем необходимое снаряжение. На местах с родными поддерживается связь, в случае необходимости обязательно будет оказана помощь. К сожалению, одного сотрудника мы потеряли. Он только начинал свою работу спасателем в Судакском аварийно-спасательном отряде «Крым-СПАС». Совсем молодой...
СТАЛЬНЫЕ НЕРВЫ
– Есть ли в МЧС кадровый голод? Как решаете его?
– Кадрового голода у нас нет: профессия спасателя в почёте. Наши ребята на постоянной основе осваивают самые разные профессии. У нас организована работа внештатной водолазной службы, внештатной газоспасательной службы, а также спасательной поисково-десантной группы из 34 десантников. Сейчас, например, набираем операторов в основной центр обработки вызовов системы «112». Поэтому, если есть желающие пополнить нашу команду, будем только рады!
– Женщин много у вас работает? На каких должностях?
– Женщин достаточно много. В основном они работают оперативными дежурными, операторами системы «112» и в управлении. Думаю, что идти в бой с огнём всё же должны мужчины (улыбается. – Ред.).
Но не стоит рассчитывать, что работа в офисе даётся легко и просто. Чтобы быть оператором системы «112», например, нужно обладать стальными нервами и знаниями для правильного перенаправления звонка и вызова помощи. Есть женщины и на руководящих должностях, а это, наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками, требует особой психологической стойкости.
– В условиях «жёлтого» уровня террористической опасности, действующего на полуострове, запуск дронов ограничен. Как это сказывается на работе спасателей?
– Да, сейчас существуют некоторые ограничения. Но в Указе Главы Республики Крым от 31 августа 2022 года № 208-У оговорено, что запрещено применение гражданских БПЛА, кроме спецслужб и исполнительных органов. Для поисков туристов нам пару раз приходилось применять беспилотники, но чаще стараемся справляться иными, традиционными методами.
– Этот курортный сезон несколько отстаёт от прошлого года по количеству туристов, но работы спасателям наверняка хватает…
– Сейчас самый разгар пожароопасного периода. Ежедневно нашими подразделениями ликвидируется до десяти возгораний сухой растительности. Но хотелось бы отметить, что из года в год наблюдается устойчивая тенденция к снижению количества пожаров. Это, к слову, результат постоянной профилактической работы как с населением, так и с органами местного самоуправления.
Ежегодно в летний период увеличивается количество происшествий в горах и на воде. Так, с начала текущего года подразделениями «Крым-СПАС» осуществлено около 250 выездов для проведения поисково-спасательных работ, около 140 из них – в горно-лесной зоне.
– А вы лично принимаете участие в спасательных операциях? Какой случай из практики больше всего запомнился?
– На все чрезвычайные ситуации выезжаю лично. Если сам не будешь участвовать в этом процессе, то зачем такой командир? Стараюсь быть примером для своих ребят.
А запомнился случай, произошедший в прошлом году, когда в селе Майском Джанкойского района была чрезвычайная ситуация, связанная с подрывом боеприпасов на складах Минобороны. Мы приехали провести эвакуацию. На крайней улице, которая буквально граничит с территорией складов с боеприпасами, как в фильме «Белое солнце пустыни», сидят двое мужчин в возрасте, подняли Андреевский флаг, а возле них – глубокая воронка, рядом с которой лежит болванка от снаряда. Я говорю: «Быстро собирайтесь и едем отсюда, потому что взрывы продолжаются». «Мы никуда не поедем. Вот сидели здесь, рядом упал снаряд, а в нас не попало», – говорят они мне. Я захожу к ним во двор и вижу, что ещё две болванки лежат. «Всё нормально, у нас же флаг поднят», – шутят мужчины. В общем, ни в какую не захотели уехать.
Около 20% людей в подобных ситуациях остаются в своих домах. Они верят, что Бог их защитит. Но хотел бы обратиться ко всем крымчанам и сказать, что лучше обезопасить себя, своих родных и близких. В случае эвакуации задействуются все возможные способы оповещения. Неукоснительно следуйте рекомендациям МЧС. Уточните адрес и телефон места сборных пунктов, возьмите с собой документы, деньги, жизненно важные лекарства, отключите в доме электричество и газ, детям следует вложить в карман записку с указанием Ф. И. О., телефона родителей. По прибытии в пункт временного размещения пройдите регистрацию. Если по каким-то причинам вы не смогли эвакуироваться, нужно спуститься в подвал или на самый нижний этаж, ни в коем случае не находиться на открытой местности или напротив окон.
Помните, что органы власти принимают все меры по защите населения и предотвращению мародёрства. Территория сразу подлежит оцеплению силами МВД и Росгвардии, выставляются соответствующие посты. Это очень серьёзная работа всех служб и реагирующих ведомств.
– Работа в МЧС всегда связана с риском. Пожарные и спасатели суеверны? Есть у них какие-либо приметы или ритуалы?
– Приметы и ритуалы, возможно, есть у каждого. Но вы видели, наверное, что у нас на территории расположена часовня. Отец Димитрий, её протоиерей, всегда благословляет наших спасателей на праведное дело, всегда молится за их жизни и за тех, кого они спасают. Это тоже придаёт спасателям уверенности. А вообще, каждый должен верить в себя и полагаться на свои навыки и профессионализм. Ведь все проходят серьёзное обучение и постоянные тренировки.
БОЛЬШЕ ПОЖАРНЫХ
– Сергей Николаевич, сменилась ли команда с вашим приходом на должность? Сколько у вас замов и как распределяются их обязанности?
– По штатному расписанию у нас ничего не изменилось, но произошли кадровые перемены. Мы немного перестроили структуру, ведь в связи с СВО функции у министерства расширились. Никто не снимал тех задач, которые были на нас возложены, но добавились и новые.
На сегодняшний день у меня четыре заместителя. Первый решает общие вопросы, по большей части юридические. Один из замов ответственен за оповещение населения и курирует работу системы «112». Другой отвечает за контрольно-надзорные мероприятия, а также за техногенную и природную безопасность. На сегодняшний день это тоже большой пласт работы, он связан с пожароопасным периодом, с паводками. Ещё один заместитель курирует вопросы гражданской обороны, планирования мероприятий по защите населения и территорий, вопросы химической, медико-биологической защиты населения, защитных сооружений.
– Сейчас все сферы деятельности уходят в «цифру». Но не кажется ли вам, что МЧС слишком запугивает своими СМС-предупреждениями? Крымчане перестают читать сообщения и в случае реального ЧП просто не отреагируют...
– Не стоит игнорировать сообщения от МЧС, ведь они приходят не просто так. Решение об обязательном предупреждении граждан было принято после урагана в Москве в мае 2017 года, унёсшего 16 жизней. На сегодня СМС-информирование является одной из составляющих системы оповещения населения и применяется при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Крым заключил соглашения с операторами связи и в случае угрозы направляет им соответствующую заявку. Оператор по закону обязан на бесплатной основе разослать информирование.
От себя скажу, что не всё так однозначно: да, одних это раздражает, а другие, наоборот, благодарны. Например, туристы могут своевременно отложить поход по сложному маршруту и не попасть в беду, а внимательный гражданин, что называется, «соломки подстелит»: отгонит свою машину в гараж, она не попадёт под град. Получив такое сообщение, у нас в Крыму после масштабных подтоплений, думаю, многие могут принять меры по защите своих придомовых территорий.
– Какие цели ставите в работе и чего удалось достичь за два с лишним года в должности?
– Наше главное достижение – это то, что у нас полноценно заработала система «112» (прежде она функционировала в опытной эксплуатации). Ежемесячно операторами принимается и обрабатывается около 100 тысяч звонков.
В рамках развития региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Республики Крым в прошлом году установлено 52 устройства на сумму более 36,3 млн рублей. Всего их в Крыму уже 436.
Благодаря увеличению штатной численности и приобретению новой специализированной техники в составе региональной пожарной охраны начали работу два звена газодымозащитной службы, чего ранее не было. В структуре «Крым-СПАС» создан новый Джанкойский отряд.
Сегодня работаем над улучшением условий быта наших спасателей и пожарных. Руководство республики в этом очень помогает. Для Судакского отряда спасателей сейчас строится новое здание. Ялтинский отряд уже переехал в отдельно стоящее отремонтированное здание. Планируем также увеличивать зону покрытия пожарными частями: в селе Берёзовка Раздольненского района уже идёт строительство новой части.
– Насколько спасатели оснащены современной техникой?
– Знаете, в Крыму проводились семинары для руководителей спасательных структур из разных регионов России. И многие из них отмечали, что не везде есть такое оснащение, как у нас. Только в прошлом году для ГКУ РК «Пожарная охрана Республики Крым» были приобретены 9 пожарных автоцистерн на базе КамАЗ-43118 и УАЗ-3163, укомплектованных необходимым оборудованием. На сегодня у нас их 42: в каждой пожарной части имеется новый специализированный автомобиль, в некоторых по два. Устаревшие ЗИЛы мы также держим в резерве.
Для «Крым-СПАС» в прошлом году приобретены два БПЛА, аварийно-спасательный автомобиль, 15 комплектов противоосколочного снаряжения и 20 касок, необходимых для работы в условиях повышенной террористической опасности. Имеются самый современный мобильный водолазно-спасательный комплекс, плавсредства, снегоходы и квадроциклы. В целом укомплектованы все подразделения, но тем не менее переоснащение будет продолжаться.
Блицопрос
Опишите себя тремя словами.
– Честный, требовательный и пунктуальный.
– На какие чужие недостатки вы можете закрыть глаза?
– Честно говоря, многое прощаю, незлопамятный.
– Чего не терпите в людях?
– Не люблю, когда обманывают, не терплю предательства и лицемерия.
– Если бы основали свой бизнес, чем бы занимались?
– Я не создан для бизнеса, у меня не получилось бы.
– Ваше любимое занятие?
– У меня есть два хобби: рыбалка и охота.
– Какая самая большая рыба, которую поймали?
– Это карп на 7,5 кг.
– А дичь, которую подстрелили?
– В основном это зайцы и фазаны. Хожу не столько ради самой охоты и дичи, сколько чтобы отвлечься, подумать, возможно, получить немного адреналина.
– Если бы всю жизнь вы могли есть одно блюдо, что бы это было?
– Всю жизнь есть одно блюдо тяжело, но люблю карпа запечь в духовке или на углях, положить лук, лимон, приготовить к нему соус.
– Если бы вы выиграли в лотерею 10 миллионов, на что бы потратили?
– На благотворительность.
Беседовала Ирина ГУЛИВАТАЯ