Для активных и любознательных туристов гора Ай-Петри в Крыму предлагает эксклюзивные впечатления: воспарить над Ялтой, прогуляться в облаках и спуститься под землю.
Горная вершина на южном побережье – важнейшая достопримечательность Крымского полуострова. Ай-Петри является одной из «законодательниц мод» среди туристов.
Величественный массив кажется достаточно труднодостижимым, но это только на первый взгляд. На вершину горы ведут несколько путей, и каждый из них готов подарить любознательным и активным, весёлым и находчивым эксклюзивные впечатления.
Итак, что посмотреть на одной из главных крымских гор?
Развлечение из разряда обязательных – это канатная дорога. Поскольку посетить гору Ай-Петри – одно из крымских чудес – хочется всем, в летнее время придётся постоять в очереди, а сам вагончик может показаться тесноватым. Вот вам лайфхак: при посадке на нижней станции пропустите всех вперёд и скромно станьте у двери. Тогда при пересадке на средней станции вы зайдёте в следующий вагончик одним из первых, займёте место у окна и станете наслаждаться грандиозной и немного страшной картиной… Впрочем, давайте по порядку.
Первая часть пути, от станции «Мисхор» до «Соснового бора», проходит довольно спокойно. Вагончики проворно бегут вверх-вниз по стальным тросам толщиной с руку. Под вами проплывают чьи-то особняки, виноградники, дорога. Мощные опорные конструкции и вековой лес на склоне вселяют спокойствие, и кажется, что вы, как будто в сапогах-скороходах, шагаете по верхушкам сосен.
Фантасмагорическое зрелище разворачивается на подъезде к верхней станции. Более полутора километров троса просто висят в воздухе! Крутизна здесь приближается к отвесной и кажется, что кабинка вот-вот врежется в скалу. Разве что сосны, что намертво вцепились в камень, спружинят удар! Народ затаил дыхание… Но ничего плохого не происходит. Через несколько мгновений распахиваются двери – и вы вступаете в уникальный мир Ай-Петри.
Подъём на высоту почти полтора километра занимает не более 15 минут, и от резкого перепада давления может немного заложить уши. Это нормально. Вдохните полной грудью волшебный воздух, улыбнитесь бескрайнему небу. Добро пожаловать в сказку странствий!
Немало ярких впечатлений сулит подъём на вершину по шоссе. Всего-то 23 км содержат 280 поворотов, большая часть которых, как говорят водители, позволяет увидеть собственный затылок. Поэтому, если вы имеете обыкновение укачиваться, то лучше предпочесть подъем по канатке. Однако поездка на автомобиле гарантирует эксклюзивные достопримечательности.
В первую очередь, это водопад Учан-су. Его русское название «Летящая вода» очень точно передаёт впечатление, которое производит на вас ревущий поток, летящий с высоты почти 100 метров. Только имейте в виду, что увидеть Учан-су во всём великолепии можно только в «мокрое» время, после сильных дождей или в период таяния снега. Летом, как правило, водопад превращается в водокап.
Всю дорогу вас будут сопровождать исполненные величия сосны-великаны. Во времена парусного флота это был стратегический материал, из него строили корабельные мачты. Нынче сосны выполняют другую важную функцию – лечебную. Летучая фракция смолы, которая имеет «говорящее» название живица, - сильнейший фитонцид, биологически активное вещество. Пребывание в сосновом лесу, дыхание посредством природного ингалятора обеспечивает излечение от заболеваний верхних дыхательных путей.
На нижних склонах Ай-Петри, где достаточно земли и воды, сосны чувствуют себя прекрасно и достигают несколько обхватов. Однако сосна тем и хороша, что даже на голой скале найдёт, где зацепиться корнями и добывать питательные вещества из камня и воздуха.
Шоссе из Ялты через Ай-Петри в Бахчисарай строили на протяжении 30 лет, в несколько этапов, с 1865 по 1894 годы. Дорога имела военное значение и предназначалась для оперативной переброски войск из внутренних районов Крыма на Южный берег в случае высадки турецкого десанта.
Строили дорогу солдаты, главными инструментами которых были кирка, лом и лопата. Скалы взрывали порохом, подвозили стройматериалы на телегах волами или вручную – тачками. Самым сложным был последний участок при выходе на плато, и правда похожий на серпантин, врезанный в отвесную скалу. Здесь взрывов не производили, опасаясь обрушить уже построенные участки.
Проектировал «серпантин» и руководил строительством военный инженер Сигизмунд Шишко. В знак благодарности за отлично сделанную работу император Александр II повелел назвать «отличительную скалу», с которой открывался вид на искусно построенную дорогу, именем строителя.
С обзорной площадки на скале Шишко с высоты птичьего полёта открывается панорама Южного берега от Аюдага до Алупки. Хорошо виден и самый сложный участок дороги. Сложенные из рваного камня мощные подпорные стены напоминают крепостные бастионы. Они стоят уже почти 150 лет практически без ремонта. Не перестаёшь удивляться таланту инженеров и мастерству строителей. Вот уж действительно – строили на века!
Как ни красив вид со скалы Шишко, любознательный турист стремится забраться на самую высокую точку – на Зубцы. Над этой величественной скульптурой поработали все силы юной Земли.
Вершина Ай-Петри – это огромный коралловый риф пра-океана Тетис. В скальных обнажениях можно увидеть окаменелости в виде характерных «трубочек и веточек». Это – ископаемые кораллы: в отдалённые геологические эпохи на месте будущей горы Ай-Петри плескались воды тёплого моря. Его дно постепенно опускалось, и кораллы увеличивали свои постройки. Однако в результате какой-то катастрофы море отступило, колония кораллов прекратила существование и со временем превратилась в камень-известняк. Затем за дело принялись дождь, снег и ветер. Они изваяли из монолита отдельно стоящие столбы – Зубцы.
Тропа к Зубцам идёт через лес. Его существование здесь – она из великих тайн Ай-Петри. Деревьям очень некомфортно расти и на такой высоте, и на скальном склоне, практически лишённом земли и открытом всем ветрам. Тем не менее, здесь вполне уверенно чувствуют себя не только бук, но и очень старые деревья тиса: их возраст не менее тысячи лет! Обычно тисы предпочитают укромные сырые места. Здесь они выросли буквально наперекор стихиям.
Ещё один уникум заповедной рощи – клён, носящий имя первооткрывателя этого аборигенного вида – ученого-естествоиспытателя Христиана Стевена. Клён Стевена произрастает только на территории Крымского полуострова. Много лет назад в дерево ударила молния, искорёжила ствол и крону. Но дерево – живое, зелёное! Такая вот сила и жажда жизни.
И вот – вы на вершине. Под вами – 1234 метра. Представьте себе, что на вершине, открытой только небу, в давние времена существовало святилище. Тавры, аборигенные жители Крыма, в первые века нашей эры возжигали здесь священные костры. Спустя почти тысячу лет, уже в эпоху Византии, здесь был возведён небольшой христианский храм. Надо полагать, он носил имя святого Петра. Во всяком случае, в названии горы Ай-Петри угадываются греческие корни: Ай – это искажённое слово агиос, что значит святой, Петри – вариант имени Пётр.
В полной мере ощутить величие Ай-Петри дают возможность современные аттракционы – в буквальном смысле головокружительные. Вершины зубцов соединяют шаткие подвесные мостики: фактически, ты движешься по облакам. Также между небом и землёй проходит виа феррата, узенькая «Небесная тропа», состоящая из настила и двух подвесных мостов: с одной стороны – уходящая ввысь стена, с другой – пропасть. Здесь же смонтированы платформа для троллея, или тарзанки. Примерно 900 метров вы скользите по стальному тросу со скоростью урагана и звуком набирающей обороты турбины. Успешное приземление происходит недалеко от пещер. Что ж, для полноты впечатлений теперь можно прогуляться и под землю!
На айпетринском плоскогорье оборудованы для посещения три пещеры – Трёхглазка, Ялтинская и Геофизическая. Каждая из них отличается «лица необщим выраженьем». Например, вглубь Геофизической ведёт мощная стальная винтовая лестница. Её высота 28 метров – рекорд для Европы. Потрясающие залы украшают уникальные натёчные образования: «Торт», «Крыло ангела», «Медуза».
Трёхглазка удивляет микроклиматом, который позволяет сохраняться снегу даже в тёплое время года. До начала XX века местные жители снабжали южнобережные дачи льдом, который накапливался в пещере.
Природное убранство подземных дворцов сияет во всей красоте благодаря хорошей подсветке, удобным дорожкам с ограждениями и увлекательным рассказам экскурсовода.
Добраться до нижней станции канатной дороги проще всего от Ялтинского автовокзала, откуда постоянно курсируют автобусы. Собираясь на гору Ай-Петри, не забудьте тёплую одежду, поскольку погода в зоне альпийских лугов очень неустойчива, и даже в разгар лета может внезапно опуститься туман и резко похолодать. И позаботьтесь об удобной обуви, ведь большую часть времени придётся перемещаться по горным тропам.
Кирилл БЕЛОЗЁРОВ