«Откройте, полиция!» – от этой фразы многим становится не по себе. Однако стражи порядка могут прийти к жильцам не только по заявлению соседей, но и просто познакомиться. Мы пообщались со старшим участковым ОМВД Виталием Горбатюком, который рассказал о своих буднях.
– Расскажите, как вы пришли в органы?
– В детстве я с большим интересом слушал истории о прохождении службы от двоюродного брата, сотрудника полиции. После армии намеревался пополнить ряды стражей порядка, для этого оставил в отделении свои контакты. Спустя три месяца ко мне приехали с предложением занять освободившееся место и отправили сдавать экзамены в Евпаторийское училище профессиональной подготовки работников полиции. Я успешно сдал вступительные, в течение полугода прошёл обучение и приступил к службе. Помню, сначала были опасения, справлюсь ли с объёмом работы, смогу ли выполнять свои обязанности так, чтобы граждане были довольны… Постепенно благодаря поддержке прекрасных наставников сомнения развеялись.
– Дети планируют пойти по вашим стопам?
– Да. Старшая дочь окончила 11 классов, этим летом мы подали документы в Крымский филиал Краснодарского университета МВД России. На её решение также повлияла история тёти, моей младшей сестры, которая работает следователем МВД в нашем отделе.
– Вспомните своё первое раскрытое преступление.
– Это была кража ковра на балконе. В выходной я красил балкон. Вижу, двое парней подходят к соседнему дому, высматривают что-то. А ранее там хозяйка вывесила ковёр. Они задумали его стащить и уже начали взбираться. Я выбегаю в домашних тапочках, воры-неудачники, увидев меня, пускаются наутёк. Помню, одного я догнал, а второго нашли позже. Ковёр остался целым и невредимым.
– Люди приходят к вам со своими проблемами и бедами. С какими жалобами чаще обращаются? Какое из обращений вам больше всего запомнилось?
– Обращения поступают разные, от семейно-бытовых конфликтов до краж. Например, пассажир поругался с таксистом, вышел и разбил лобовое стекло машины. Запомнился ещё такой случай: пришёл ко мне гражданин и сообщил, что женщина ищет киллера в Феодосии, чтобы совершить преступление против близких из-за наследства. Я обратился в соответствующие службы, и мы вовремя пресекли правонарушение.
– Насколько свойственен сотрудникам внутренних органов «синдром супергероя»? Наблюдали ли вы его у коллег?
– Целенаправленно так сотрудники себя не ведут. Но был случай, когда проявлен героизм в настоящем понимании этого слова. Четверо сотрудников полиции, проезжая мимо, увидели, что над забором частного дома поднимается дым. Могли бы списать на разжигание костра и проехать мимо, но вызвали МЧС.
Услышав, что в доме находится человек, поспешили на помощь. Коллеги вбежали внутрь и вывели из горящего дома женщину преклонного возраста. Позже выяснилось, что до прибытия МЧС хозяйка дожить не смогла бы.
– Участковые должны дважды в год совершать полный поквартирный обход. Получается ли следовать этому закону на практике?
– С обхода участка начинается каждый наш день. Я работаю 22 года на одном административном участке. Честно признаюсь, что 15% жителей не знаю. Дело в том, что знакомства с ними нарабатываются годами. Кто-то уезжает, кто-то заселяется в дом…
– Всегда ли открывают дверь?
– Бывает, не хотят общаться, через дверь нам кричат: «Дверь вам не откроем, уходите! Сейчас полицию вызовем!» Если открывают, уточняют с подозрением в голосе: «А вы точно полиция?» Я отношусь к этому c одобрением. Чтобы уберечь себя от мошенников, гражданин может ознакомиться с документами, позвонить в дежурную часть по номеру 102 и удостовериться, что человек с такой фамилией действительно занимает названную должность и в данный момент совершает обход.
– Испытывали ли вы когда-либо чувство жалости к преступнику?
– Здесь две стороны медали. Однажды мужчина, защищая свою семью (детей и жену), оборонялся кухонным ножом от нескольких злоумышленников. Один из них скончался. Суд признал действия хозяина самообороной и оправдал. Я считаю это решение справедливым.
Бывает, следуя расхожему утверждению, что лучшая защита – это нападение, злоумышленник спешит написать заявление на другого человека, чтобы отвести от себя подозрение. Мы принимаем заявление, начинаем разбираться в ситуации, опрашивать участников конфликта и свидетелей. Выясняется, что наш заявитель и был зачинщиком. Поэтому важно к каждому находить индивидуальный подход.
– Часто полицейских упрекают за бездействие в случаях, когда к ним за помощью обращаются жертвы домашнего насилия. Что вы об этом думаете?
– На мой взгляд, закон о профилактике насилия в семье требует доработки. Узнав о семейном насилии, сотрудник полиции не имеет права забрать зачинщика конфликта и поместить в дежурную часть до утра. Максимум, что он может сделать, – задержать агрессора на три часа для опроса.
Был такой случай: следуя букве закона, полицейский отпустил домашнего тирана, который по возвращении домой убил престарелого отца. Казалось бы, вопрос к участковому: почему он отпустил мужчину? Но задержав его, правоохранитель понёс бы наказание за превышение должностных полномочий. Непонятно, куда девать преступника и как обезопасить его семью. Для участковых это большая проблема.
– Есть ли приметы, в которые верят стражи порядка?
– Нельзя желать спокойной ночи дежурным, они очень обижаются на это. Мол, теперь ночь будет полна происшествий.
– Где можно пройти подготовку, чтобы стать участковым?
– Я советую Краснодарский университет МВД России. Одновременно с учёбой можно пойти служить, далее – стажировка от трёх до пяти месяцев. После стажировки отправляют в Евпаторийское училище профессиональной подготовки работников полиции.
– Сколько может зарабатывать специалист?
– Зарплата зависит от должности. Младший лейтенант может получать от 50 тысяч рублей (без учёта надбавок).
– Какие плюсы и минусы отмечаете в профессии?
– Можно выйти на пенсию через 20 лет службы, это большой плюс. Минус лишь один могу отметить: к сожалению, не решён вопрос выдачи жилья сотрудникам полиции.
Диана МАСЛОВА