Долгое время стретчинг был известен только профессиональным спортсменам, использовавшим упражнения в качестве разминки. С некоторых пор все кому не лень мечтают сесть на шпагат.
ЗАЧЕМ НАМ РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ?
Некоторые считают растяжки важным компонентом фитнеса. Не секрет, что они помогают снять мышечную усталость, болезненные ощущения и даже нервное напряжение, улучшают настроение. Полезна растяжка для офисных работников, которые много часов проводят в одной и той же позе за компьютером.
Тем не менее эксперты уверены, что делать основную ставку в ЗОЖ, в физнагрузках на стретчинг – ошибка. Ведь мышца, как объясняют врачи, не тянется физически. Невозможно растянуть мышечное волокно, как резинку: оно будет удлинять, увеличивать расстояние между местами своего прикрепления только за счёт изменения тонуса, а не за счёт изменения своей длины. Применяя растяжки, лучше не игнорировать этот закон, чтобы не травмироваться.
– Стретчингу приписывают много полезных эффектов: разогрев мышц, профилактику отставленной мышечной боли вследствие травм, восстановление после травм и так далее. На самом деле в научных исследованиях почти все эти эффекты не подтвердились или оказались слабо выраженными. Причём всё сказанное касается не только статической и динамической растяжки, но и методов, которые принято считать продвинутыми, например, проприоцептивного нейромышечного облегчения (разновидность кинезиотерапии, то есть лечения движением. – Ред.), – говорит президент Ассоциации профессионалов фитнеса (FPA) Дмитрий Калашников.
ШПАГАТ ДЛЯ МОЗГА
По словам Дмитрия Калашникова, нет убедительных данных, что гибкость влияет на какие-то показатели здоровья. При увеличении гибкости не уменьшается смертность, не снижается риск боли в спине или частота травм, не снижаются уровень холестерина, артериальное давление и пульс. А вот при тренировках на выносливость снижаются. Кроме того, гибкость, по его словам, не увеличивает силу и выносливость. Поэтому ряд исследователей, профессиональных спортсменов сегодня не считают гибкость важным компонентом хорошей физической формы, а стретчинг, соответственно, не считают ключевым компонентом фитнеса. Хорошо продуманная тренировочная программа позволяет и без стретчинга проработать каждый сустав во всём диапазоне движения.
Дмитрий Калашников отмечает:
– Раньше думали, что меняются мышцы и сухожилия, что мышцы становятся эластичнее или же в них возрастает количество саркомеров, то есть увеличивается длина. Но выяснилось, что эластичность возрастает, однако эффект сохраняется буквально четверть часа. Число саркомеров возрастает, но они становятся короче, и суммарная длина мышцы не особо меняется. И это хорошо, иначе гимнастки и балерины напоминали бы кукол с разболтанными шарнирами. Сегодня всё больше сторонников завоёвывает теория, согласно которой стретчинг меняет не тело, а мозг. Именно мозг блокирует растягивание, когда решает, что оно становится опасным. Регулярные растягивания помогают мозгу привыкнуть, он как бы разрешает нам растянуться чуть сильнее. То есть гибкость увеличивается за счёт повышения «толерантности» мозга к растягиванию.
ТЯНЕМСЯ ЗА… МЕДАЛЬЮ
Тем не менее эксперт не отрицает необходимости тренировать гибкость тогда, когда это нужно для достижения определённых спортивных целей. По его словам, любой вид стретчинга, даже стандартный статический, действительно увеличивает подвижность в суставах. Например, гимнастам и каратистам без растяжки труднее добиться высоких результатов. Или в йоге, где гибкость – инструмент, помогающий достичь душевной гармонии, справляться со стрессом.
Но зачем увеличивать гибкость обычному человеку? У подавляющего большинства людей амплитуда движений в суставах вполне нормальная, считает эксперт. Низкая гибкость обычно никак не влияет на качество жизни. Если менеджер или учительница не могут сесть на шпагат, как это влияет на их жизнь?
Ольга НАГОРНАЯ