
Светофор – символ порядка на дороге. Но за включением нужного сигнала стоит наука, от компьютерных моделей до психологии человека.
КРАСНЫЙ ТУПИК
Почему одни перекрёстки, словно магниты, притягивают ДТП, а зелёный свет порой приводит к трагедиям? Почему на одной улице «ёлка» через каждые 200 метров, а на другой – километры без единого сигнала? Можно ли предсказать пробки на годы вперёд и кто решает, нужен ли светофор возле вашего дома? Мы разобрались, как устроена невидимая «кухня» городского движения.
Решение о месте установки светофора не магия и не «вдруг захотели».
– У нас есть проекты организации дорожного движения на каждую улицу Симферополя, – поясняет начальник департамента дорожного хозяйства администрации города Анатолий Тараненко. – Проекты разрабатываются специализированной организацией, согласовываются с ГАИ и утверждаются. В них фиксируются все знаки, разметка и светофоры. Мы приводим улицы в соответствие с этим документом.
Сначала собирают данные – от интенсивности движения и числа аварий до конфигурации перекрёстка и наличия социальных объектов (школ, больниц, стадионов и т. п.). Если анализ этой информации показывает, что на участке большой поток машин и пешеходов, высокое количество ДТП, то устанавливают светофор. В противном случае ищут альтернативы: знаки, островки безопасности, «лежачие полицейские», светофоры с кнопкой и т. п.
Кроме того, инженеры анализируют, где люди чаще нарушают правила и почему: короткий путь, неудобный переход, отсутствие тротуаров. Если пешеходы системно перебегают дорогу в одном и том же месте, значит, инфраструктура не отвечает их потребностям. Проектирование учитывает реальные тропы. В таких случаях делают новые переходы, лестницы, пандусы, тротуары.
Но это всё в теории. А на практике иногда складывается впечатление, что при проектировании во главу угла ставят пропускную способность улиц, а не без-опасность пешеходов. Например, на пересечении улиц Козлова и Футболистов в Симферополе регулярно происходят ДТП, в том числе тройные. А поскольку зло-счастный перекрёсток расположен около нашей редакции, мы неоднократно обращались в администрацию города с просьбой установить там светофор. Нам неизменно отвечали, что он нецелесообразен из-за возможных пробок.
– На данный момент аварийность на пересечении улиц Козлова и Футболистов снизилась: мы сделали безопасный проход для пешеходов и водителей, установили искусственные неровности, – объясняет Анатолий Тараненко. – Светофор там не нужен. Он создал бы пробки, а до ближайшего светофора менее 200 метров. По итогам последних девяти месяцев место не считается аварийным.
Однако статистика фиксирует шесть ДТП за последние 10 месяцев. На это наш собеседник уточняет:
– Есть классификация ДТП. Чтобы перекрёсток считался аварийным, должно быть два и более одинаковых ДТП: наезд на пешехода или столкновение машин на перекрёстке. Если же были разные ситуации, это не делает точку аварийной. Жалобы жителей учитываются, но установка светофора возможна только после документально подтверждённых наблюдений и согласования проектов.
РЕШЕНИЕ ИЛИ НОВАЯ БЕДА
В социальных сетях симферопольцы обращают внимание и на другие проблемные перекрёстки в разных частях города: на Луговой, Гурзуфской, Мира… Кроме того, горожане часто сетуют, что на объездной дороге по-явилось много светофоров и теперь движение там практически всегда стоит.
– По городу есть жалобы, но светофоры стоят там, где они действительно нужны, – объясняет Анатолий Тараненко. – Например, светофор из Студгородка перенесли на проспект Вернадского, потому что там сложные пересечения и левый поворот крайне опасен. Жалобы пешеходов учитывались, но город развивается: светофоры будут переноситься или появляться там, где это действительно необходимо.
Новые светофоры на перекрёстке улиц Шмидта, Воровского, Ленина сначала вызвали масштабные заторы по смежным улицам.
– Мы запретили левый поворот на Ленина, организовав заезд через улицу Воровского. Человек разворачивается на островке безопасности и едет в нужном направлении. Контроллеры светофоров настроены, движение стало безопаснее. Этот перекрёсток всегда был сложным: четыре пересекающихся улицы – Ленина, Пролетарская, Шмидта (ныне Потёмкинская), Воровского. Сейчас мы его привели в модель, позволяющую безопасно проходить и пешеходам, и водителям, – отметил наш собеседник.
На перекрёстке улиц Севастопольской и Чехова возникают конфликтные ситуации: зелёная стрелка для поворота мигает одновременно с зелёным для пешеходов. Почему допускают такие схемы?
– Мигающая зелёная стрелка даёт возможность проехать только при условии, что водитель не мешает пешеходу или транспорту на свой сигнал, – поясняет Тараненко. – Если водитель въехал на перекрёсток и загорелся зелёный пешеход, он обязан пропустить людей и завершить манёвр. Никакой «козырной» схемы здесь нет, просто нужно внимательно следовать правилам.
Перекрёсток улиц Севастопольской и Дружбы долгое время страдал из-за неработавших светофоров, создававших риски и заторы, – такой пример мы приводим эксперту.
– Эту ситуацию мы уже решили. Как только фиксируется неисправность, оператор диспетчерской определяет причину: обрыв сети, отключение электричества или поломка. Аварийные бригады устраняют проблему. Сроки зависят от характера неисправности – от часа до суток, – пояснил Анатолий Тараненко.
Другой вопрос, который возникает у многих: почему на одних улицах светофоры каждые 200 метров, а на других между ними километры? Впрочем, здесь всё логично. В центре города частые перекрёстки, много пешеходов, медленная скорость движения. Там светофоры ставят более кучно для безопасности и доступности перехода. На магистралях и объездных в приоритете пропускная способность и минимизация задержек. Каждый дополнительный сигнал замедляет поток и повышает риск заторов.
Решение о количестве полос тоже зависит от интенсивности потока, доли грузового транспорта, наличия поворотных полос и парковки, требуемой пропускной способности, ограничений по земле, бюджета и безопасности.
– Минимальная ширина полосы – 3,75 метра. Если дорога 7 метров, нормативно возможны только две полосы, – поясняет Тараненко. – Нарушение нормы грозит предписанием инспекции и ответственностью. Каждое обращение граждан рассматривается отдельно. Если технически возможно, то корректируем схему движения, если нет – даём разъяснение. Примеры: на проспекте Победы создали выделенную полосу для проезда без помех общественного транспорта. На улице Беспалова оборудовали тротуары с двух сторон. На улице Семашко после ремонта добавили более ста парковочных мест и крайние полосы для безопасного поворота на Гагарина.
УМНЫЙ СВЕТОФОР
Мы поинтересовались, насколько точны современные программы моделирования трафика? Можно ли прогнозировать пробки на годы?
– Только на год, – отвечает Анатолий Тараненко. – Мы не Нострадамусы. Транспортное моделирование позволяет спрогнозировать ситуацию на конкретный период, но на десятилетия вперёд это невозможно. Каждая новая машина, застройка, изменение маршрута транспорта – всё это меняет нагрузку на улицы. Например, кто мог предположить строительство элитной многоэтажки на месте бывшего винзавода «Дионис» на проспекте Победы или нового дома на улице Караманова? Краткосрочные прогнозы работают, долгосрочные – нет.
Современные инструменты (микро- и макромодели) моделируют потоки, очереди, фазы светофоров, перекрытия. Но точность зависит от исходных данных: часы нагрузки, статистика пешеходов, сезонность, новые точки притяжения. Большие изменения, такие как новая развязка или крупный ретейлер, могут ломать прогноз.
В то же время умные светофоры стали одним из решений против пробок в столице Крыма.
– Все наши светофоры модернизированы, их 107, – объясняет Анатолий Тараненко. – Программы строятся на анализе потоков. Светофоры адаптированы к ситуации: могут менять зелёный и красный сигналы автоматически. Это автоматизированная система управления дорожным движением. Уже есть режим «зелёной волны», позволяющий проехать от автостанции «Западная» до улицы Дмитрия Ульянова без остановок. До конца года планируется довести количество цифровых светофоров до 114, установка ещё семи объектов в работе.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Проектировать новую магистраль проще, чем реконструировать старую: есть запас земли, возможность разметки и разделения потоков. Реконструкция старого участка сложнее: плотная застройка, ограниченное пространство, существующие коммуникации и необходимость минимизировать неудобства в период работ. Менять организацию движения в уже сформированном городе всегда сложнее и с точки зрения общественного восприятия.
Возьмите на заметку
Как добиться изменения установки светофора на проблемном перекрёстке:
* соберите объективные факты: фотопримеры, замеры пешеходного потока, список ДТП;
* направьте петицию в департамент транспорта (а копию – в ГИБДД) с приложением материалов;
* попросите временно установить светофор или провести мониторинг;
* предлагайте альтернативы: островки безопасности, сигнал «Пешеход по требованию», изменение схемы поворотов.
Диана МАСЛОВА.