Взрослые не по годам: что такое раннее развитие детей и как не навредить собственному ребенку

Взрослые не по годам: что такое раннее развитие детей и как не навредить собственному ребенку

Фото: freepik.com
Крымская газета
Взрослые не по годам: что такое раннее развитие детей и как не навредить собственному ребенку
Воскресенье, 21 мая - «Крымская газета».

Раннее (опережающее) развитие – модная история. Родители наперегонки выставляют в соцсетях достижения своих малышей, раз за разом отчитываясь, что их чадо «впереди планеты всей». Но что происходит с этими маленькими гениями, когда они подрастают?

Украденное детство

Хорошо, если активность родителей ограничивается фотомарафонами в социальных сетях. Но ведь некоторые стремятся к тому, чтобы в свои шесть лет ребёнок говорил на шести языках. Не стоит забывать, что опережающее развитие – противоположность задержанному. То есть априори, как считают специалисты, не может быть нормой. Начнём с того, что у психиатров «опережающее развитие» представляет собой диагноз, это состояние рассматривается в группе патологий развития. Появление в амбулаторной карте ребёнка этого словосочетания даст повод и психологу, и психотерапевту с полным основанием занести малыша в группу риска.

Психолог, системный семейный терапевт, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Олег Полещук говорит:

– В рамках своей компетенции могу сказать, что развитие должно соответствовать возрасту, а не отвечать нарциссическим потребностям родителей. Можно задать себе вопрос, кому именно нужно ранее развитие – родителям или самому ребёнку?

Последствия опережающего интеллектуального развития могут быть связаны с отставанием в формировании других психических функций. Могут «провисать» физическое развитие или коммуникативные и социальные навыки (умение дружить и выстраивать отношения со сверстниками). У ребёнка в этом случае «крадут» детство, и есть примеры, как дети навёрстывают упущенное в уже более позднем возрасте, когда родительский контроль ослабевает.

Не путайте дар с яичницей

Психологи настаивают на том, что дети в раннем возрасте имеют индивидуальный темп развития. А у феномена одарённости нет ничего общего с навязчивым «обогащением» ребёнка багажом знаний, несвойственным его возрасту.

Психолог, сертифицированный гештальттерапевт Людмила Серёгина считает:

– Есть такое понятие, как зрелость мозга. И вы могли замечать, что в школе давалось что-то сложно, но буквально через полгода то же самое было легко понять, просто мозг дозрел. Нельзя опередить развитие, можно только навредить ему или со-здать для него благоприятные условия. Развитие происходит неравномерно. Оно устроено, как кирпичная кладка – в прогрессии. Если что-то пропустить, вся конструкция будет неустойчивой, и в чем более раннем возрасте это произойдёт, тем невосполнимее последствия.

Такой простой этап развития, как ползание задом, опосредованно связан с развитием речи и мышления. Ритм, например, тоже. Дети могут монотонно стучать по столу ложкой, а впоследствии это поможет овладеть навыком чтения: для сложения слогов нужен ритм. Дети бросают предметы и тренируют зрительный навык определять дистанцию. Можете похвастаться тем, что скажете, сколько метров от вас до ближайшего здания? Это умение ориентироваться в пространстве. Казалось бы, где связь? Но мозг – загадочная штука...

Семь классов не преграда?

Ответьте, вы добиваетесь опережающего развития ребёнка для его пользы или в угоду своему тщеславию? Это убережёт вас от многих ошибок.

Главный внештатный специалист-психиатр Министерства здравоохранения Республики Крым доктор медицинских наук Тамара Ветрила отмечает:

– Понимаете, родители как бы закрывают свой гештальт. То, чего им не хватило в детстве, они компенсируют в своих детях. Так они просто лишают ребёнка детства. А на данный момент ребёнку нужны любовь, забота и внимание. Естественно, у ребёнка будут патологии, если вы завысили планку и начинаете сравнивать его с другими детьми: «Вот Ваня лучше» или «Я в твоём возрасте уже умела то-то и то-то». Этого категорически нельзя делать, иначе мы загоняем ребёнка в комплексы по полной программе. И это даст о себе знать, когда он вырастет. Если мы откупаемся от ребёнка кружками или чем-то ещё, он может попасть в какую-нибудь патологическую среду: наркотики, игры, суицидологические соцсети. То есть он стремится туда, где его признают, где его понимают… Задача родителя – любить своего ребёнка таким, какой он есть, не за достижения и оценки, не за какую-то там пятёрку. Мы же прекрасно понимаем, что некоторые люди, которые окончили по семь классов, стали лауреатами Нобелевской премии. Эйнштейна вообще считали аутистом! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок развивался, ставьте ему классическую музыку. Музыка – это такой тонкий аппарат, который, как и танцы, великолепно развивает нейронную сеть.

Ловушка первых

Где грань между гениальностью и безумием? Для многих родителей это больной вопрос при выборе стратегии воспитания. Людмила Серёгина отмечает:

– Пока мозг не сформирован полностью, нельзя сказать, гений перед вами или ребёнок с отклонениями.

Что касается проблемы гениальных и талантливых детей, то она заключается в том, что ребята начинают пользоваться своими способностями и не развиваются на самом деле. Поэтому ранние гении часто становятся средними к подростковому возрасту. Это известный феномен. Дети со способностями не вписываются в стандарты, и система их калечит.

Главной ловушкой для детей, которых настойчиво делали «первыми», психологи называют потерю гибкости психики.

Тамара Ветрила отмечает, что одним из последствий для обычного ребёнка, которого родители пытаются сделать гением, может стать синдром отличника.

– Синдром отличника, перфекционизм – это проблема, ведь ребёнок попадает в социум и знает, что есть только первое место, другого не существует. Но ситуации в жизни бывают очень разные. Мы же знаем: слабый сломается не так быстро, как сильная личность. Они теряют смысл жизни, их научили быть первыми – и никаких других вариантов.

Ольга НАГОРНАЯ



По теме