«Призраки убитых врагов», «солдатское сердце», «психический автоматизм», «военный невроз», «снарядный шок», «взгляд на две тысячи ярдов», «вьетнамский синдром» – столетиями человечество искало название тому, что происходит с воином после битвы. От легионеров Древнего Рима до современных бойцов посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) неизбежно сопровождает тех, кто смотрел в глаза смерти.
Сегодня мы знаем: ПТСР – это не приговор, а испытание, которое можно и нужно преодолеть.
ТЯЖЁЛЫЙ ГРУЗ
Опыт войны не отпускает солдата даже после возвращения домой. Кризисный психолог, советник Российской академии естественных наук по вопросам психологической безопасности Диана Бурлакова отмечает целый комплекс особенностей ПТСР:
– Это и повторные переживания травматического события в форме резких отрывистых болезненных воспоминаний (флешбэков), и повторяющиеся кошмары, сопровождающиеся ужасом. У бойцов часто нарушается сон, появляются проблемы с памятью. Организм реагирует повышенной потливостью, слабостью, головокружениями. Нередко наблюдается снижение социальной активности и мотивации.
Посттравматическое стрессовое расстройство действительно тяжёлое состояние.
– Различные триггерные события могут запустить процесс переживаний, психологических страданий, подобных тем, которые они (бойцы. – Ред.) испытывали в условиях высокой угрозы для жизни и здоровья. Когда ребята приходят в мирную жизнь, любые события могут этот процесс возобновить. Человек становится дезориентированным, не понимает, где находится, инстинктивно ищет укрытие, – подчёркивает клинический психолог Арсен Исмаилов.
НУЖНО ПРИВИТЬ КУЛЬТУРУ
Путь к восстановлению психического здоровья после участия в боевых действиях – сложный процесс, требующий не только желания самого бойца, но и поддержки общества. В Крыму эта проблема решается системно: специалисты отмечают растущее понимание важности психологической помощи, хотя культурные барьеры всё ещё существуют.
– Культура заботы о психическом здоровье только начинает формироваться, – отмечает Диана Бурлакова.
По её словам, многие просто не знают, когда можно и нужно обращаться за помощью к психологу, либо останавливаются из-за распространённых шаблонов вроде «у меня нет проблем, сам справлюсь».
Особую роль в выявлении ПТСР у военнослужащих играет командный состав подразделений. Как отмечает Исмаилов, именно от позиции командиров, их внимательного отношения к подчинённым часто зависит своевременное оказание психологической помощи.
– Большинство ребят поначалу говорят, что у них проблем нет, им помощь не нужна, они здоровы, – объясняет Исмаилов.
По его словам, у одних психологическая подготовка сильнее, последствия проявляются менее заметно, у других – наоборот. Именно поэтому разъяснительная работа командиров, их авторитетное мнение и даже прямые указания посетить психолога играют решающую роль. Большинство обращений за помощью происходит именно благодаря такому взаимодействию с командным составом.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
На полуострове сформирована многоуровневая система помощи ветеранам СВО с ПТСР. Ключевую роль в ней играют две организации с разными подходами и методиками работы.
«Антикризисная команда Крыма» создана при содействии Фонда поддержки предпринимательства Крыма и Центра инноваций социальной сферы. В команде работают 25 кризисных психологов в пяти городах полуострова: Симферополе, Ялте, Керчи, Феодосии и Саках. Кроме них, в команду входят юристы, педагоги и другие специалисты, оказывающие комплексную поддержку.
Также действует проект «Защитники Отечества», созданный при поддержке города Симферополя. Совместно с преподавателями и доцентами психологического факультета КФУ авторы инициативы разработали уникальную программу, объединяющую существующие методики и новаторские подходы. В проекте задействованы 15 подготовленных специалистов и 5 опытных профессионалов-наставников.
Важно отметить, что на данный момент с ветеранами работают исключительно гражданские психологи, самостоятельно повысившие свою квалификацию для работы с ПТСР.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ
Вопрос доверия между психологом и бойцом – один из ключевых в процессе реабилитации.
– Первично очень важно понимать отношение мужчины, участвующего в боевых действиях, к психологу, который, например, в боевых действиях не участвовал, – объясняет Исмаилов.
По его словам, существует определённое предубеждение, но это естественный процесс, который успешно преодолевается через правильно выстроенную работу с отрицанием и постепенное установление доверительных отношений.
В команде психологов работают как мужчины, так и женщины. К девушкам-психологам бойцы относятся более снисходительно и стараются прислушиваться. Специалистам мужского пола часто помогает выстроить доверительные отношения с клиентом наличие боевого опыта. Но, естественно, это не обязательное условие для плодотворной работы. Куда важнее профессионализм и умение взаимодействовать с людьми. В работе с ветеранами важно учитывать их привычку к чёткой структуре и конкретике.
– Это приказ и выполнение приказа. Поставленная задача должна быть выполнена. Иногда нужно строго подходить, честно говоря, – делится наблюдениями Исмаилов.
Однако, по его словам, не все специалисты оказываются готовы к такой работе: здесь решающую роль играют личные качества психолога, независимо от пола.
Как подчёркивает другой психолог, член антикризисной команды Диана Бурлакова, основная задача – помочь встроиться в новую жизнь, выстроить новую реальность, найти новые смыслы:
– У каждого есть свой уникальный набор знаний, умений, навыков. Важно этот потенциал и энергию верно направить, а для этого необходимо сопровождение, обучение и психологическая поддержка.
Основная работа ведётся в симферопольском офисе на Севастопольской, 76, где еженедельно по четвергам проходят групповые занятия для 5-7 человек.
– Мы применяем комплексный подход, – поясняет Исмаилов. – Это и психологическое просвещение, и групповая терапия, создающая особую терапевтическую среду, где участники могут обмениваться опытом. Плюс индивидуальные сессии для работы с личными проблемами.
Важной частью программы стали выездные консультации непосредственно в воинских частях. Такой формат особенно важен для тех, кто пока не готов самостоятельно обратиться за помощью или находятся на боевом посту.
ФОНОВЫЕ ВОПРОСЫ
По словам специалистов, в процессе работы часто всплывают вопросы, выходящие за рамки чисто психологической помощи.
– Много возникает нетипичных вопросов, например, касающихся материального довольствия, – рассказывает Исмаилов. – На гражданке ветеранам необходимо найти работу с соответствующим уровнем дохода.
Именно поэтому в Крыму создана система комплексной поддержки военнослужащих. Благодаря взаимодействию с различными государственными структурами удаётся решать вопросы с земельными участками, оформлением документов и социальными выплатами. Особое место занимает проект «СВОё дело», реализуемый совместно с Фондом поддержки предпринимательства Крыма и Центром инноваций социальной сферы.
Программа, действующая уже третий год подряд в рамках федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство», показывает впечатляющие результаты: в прошлом году 40 участников спецоперации прошли обучение, из них 10 уже зарегистрировали собственный бизнес.
На 2025 год запланированы два потока обучения: в марте и в октябре. Уже 11 марта стартует новый этап программы на базе центра «Мой бизнес» в Симферополе. Занятия будут проходить по вторникам и четвергам с 17:00 до 19:00 в течение месяца по адресу: улица Долгоруковская, 3. В программе участвуют 10 действующих предпринимателей, сотрудники профильных министерств и специалисты инфраструктуры поддержки предпринимательства республики.
Участники получают комплексные знания – от основ предпринимательства до практических навыков ведения бизнеса. Программа включает информацию о государственной поддержке, десять практических кейсов по получению пассивного дохода, особенности поддержки сельхозпроизводителей, продвижение в социальных сетях и на маркетплейсах, а также консультации по налоговым льготам. На протяжении всего обучения с участниками работает психолог.
Одновременно с этим на ре-гиональном уровне прорабатывается важная инициатива об обязательном прохождении психологической диагностики для всех военнослужащих, возвращающихся из зоны СВО. Предложение уже рассматривается на уровне регионального отделения партии «Единая Россия». По словам Арсена Исмаилова, это не формальность, а необходимый шаг для своевременного выявления ПТСР и предотвращения его тяжёлых последствий. Планируется, что диагностика будет несложной процедурой, позволяющей определить степень выраженности синдрома и необходимые профилактические меры.
Проверьте себя!
Практически у всех пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством отмечаются такие признаки:
стартл-реакции – вздрагивание в ответ на неожиданные внешние стимулы (чаще звуковые);
нарушения сна;
фобические реакции;
расстройство пищевого поведения;
неуравновешенность;
когнитивные искажения;
нарушение коммуникативных навыков;
гипербдительность, подозрительность, постоянная настороженность.
Кстати
Штатные психологи работают и в фонде «Защитники Отечества». На постоянной основе такой специалист оказывает помощь в Симферополе. Кроме того, у регионального отделения фонда есть договорённость с Министерством здравоохранения Крыма о том, что психологи при больницах будут работать с подопечными фонда. Об этом сообщил руководитель крымского отделения фонда «Защитники Отечества» Владимир Трегуб. Он добавил, что бойцам СВО помогают по разным направлениям, в том числе им оказывают помощь в получении водительских прав с ручным управлением. Трегуб напомнил, что с открытия филиала было получено более 70 тысяч обращений. Более 90% решены положительно.
Олег АНФАЙЛОВ