Восстановление Ялтинской киностудии, Крым в фильмах и мощный подъем отечественного кино: эксклюзивное интервью Никиты Михалкова

Восстановление Ялтинской киностудии, Крым в фильмах и мощный подъем отечественного кино: эксклюзивное интервью Никиты Михалкова

Фото: Евгений Летов
Крымская газета
Восстановление Ялтинской киностудии, Крым в фильмах и мощный подъем отечественного кино: эксклюзивное интервью Никиты Михалкова
Пятница, 14 июня - «Крымская газета».

Народный артист России, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков ответил «Крымскому журналу» на несколько вопросов о Ялтинской киностудии, патриотизме и рекордных сборах от проката отечественных кинолент.

7-1.jpg

МЕККА КИНЕМАТОГРАФА

– Крым – уникальная площадка, где можно снять любую локацию. Как вы оцениваете будущее полуострова в кинематографе?

– Клондайк! Союз кинематографистов России берёт на себя обязательство, восстановив Ялтинскую киностудию, сделать её реальной площадкой для всего российского кино. Тут есть всё. Но эта площадка должна быть не креативной структурой, а серьёзной базой технического обслуживания любой картины, которая будет сниматься. То есть режиссёр берёт пару белья и сценарий, а всё остальное здесь есть. Что касается натуры, здесь есть всё, в том числе бассейн, совмещённый с морем, для комбинированных съёмок. Ялтинская студия должна быть Меккой кинематографа.

7-3.jpg

– В 2019 году вы говорили, что Ялтинская киностудия может выпускать до 70 фильмов в год. Сейчас наблюдается подъём стриминговых сервисов, площадки снимают множество сериалов и фильмов. Могут ли они включиться в процесс восстановления киностудии?

– Конечно. У нас была проблема с собственностью. Там запутанная история, в которую я не могу вмешиваться и не вмешивался. Но сегодня есть инвестор и люди, которые понимают, что надо и как надо. Ещё огромное значение имеет увековечение памяти Александра Ханжонкова (русский предприниматель, организатор кинопроизводства, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа. – Ред.). Он первый наш режиссёр, который закрутил ручку камеры. Считаю, что на Ялтинской киностудии должен быть его музей, должна быть памятная площадка его и Веры Холодной (русская актриса немого кино. – Ред.) с костюмами и так далее. И должен быть киноконцертный зал для проведения фестивалей.

Открою вам, что Сергей Валерьевич (Аксёнов. – Ред.) совещался с теми, кто берёт на себя возрождение студии. Это всегда проблема – возвращаться в место, которое было закрыто, переходило из рук в руки. Но я надеюсь, что само существование киностудии в Крыму просто необходимо.

– Последние годы отечественные картины бьют рекорды в прокате. Немалую роль в этом, наверное, сыграло и то, что мы освобождены от «гнёта» голливудских блокбастеров. На ваш взгляд, как это повлияет на кинематограф? Картины будут сниматься под сборы или появится качественное кино?

– А «Бременские музыканты» не качественное кино? Это мы сделали, наша студия. Кстати, студия «Тритэ» Никиты Михалкова сняла «Легенду № 17», «Огонь», «Движение вверх», «Утомлённых солнцем» и «Чемпиона мира». А почему картины пользовались таким успехом? Это советское кино, ребята. Это кино, которое генетически связано со зрителем. Его ломали, переворачивали, выгибали, обжимали… Открылось окно в Европу, оттуда нам засунули канализационную трубу, слили всё, что им самим не нужно. Мы этим подышали год, два, три. Но Линкольн сказал: «Можно всё время обманывать часть народа, можно часть времени обманывать весь народ, но всё время весь народ обманывать нельзя».

Сейчас мы видим, что выходят на экраны отечественные картины технически высокого класса. Ведь мы и американцы в своё время снимали почти одинаковое количество картин, а шедевров было пять или три из четырёхсот. И там, и здесь. Это были фильмы, которые и зрителей собирали, и искусством были, поиском смыслов.

7-2.jpg

НА ШАГ ОТ ПРОБЛЕМЫ

– Недавно российских кинематографистов призвали начать снимать фильмы о специальной военной операции – игровые и документальные. Возможно, ваша студия могла бы снять такое кино?

– «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Правильно, что снимают картины, сериалы и документальные фильмы. Что касается меня, то считаю, должно пройти определённое время для того, чтобы можно было всё
осмыслить. И чтобы это не было публицистикой. Да, во время войны снимали картины, но они были в основном агитационными и сделали своё дело.

У меня есть идеи, но я не хотел бы торопиться с этим, чтобы «взять» весь объём. Нельзя снять кино о СВО, не беря за основу всё то, что произошло и предшествовало этому, со всеми обманами, антигосударственным военным переворотом, преступлениями. Наиболее мощно, правильно и полно это может быть, когда ты на шаг отойдёшь от проблемы.

– На фоне отмены русской культуры что, по вашему мнению, должны делать артисты, певцы, музыканты?

– Следует действовать по одному-единственному принципу: никаких других интересов, кроме национальных интересов страны, быть не должно. Ничьих. Это есть главный смысл. И в этом смысле, считаю, СВО нам Бог послал. Стало видно, кто есть кто. С кем можно иметь дело, а с кем – нет. Многие уехали, и это понятно, однако очень многие остались, но думают так же, как те, кто уехал. Это нужно понимать и относиться к этому соответственно.

Никита Михалков о Крыме:

– Крым в моей душе не менял своего статуса – он всегда для меня был русским. Поэтому ничего в моём отношении к нему не изменилось. Крым – это колыбель, знаковое место, сегодня это важнейший стимул для народа.

Есть такая восточная мудрость: «Тот, кто, вытаскивая саблю для боя, думает о том, чем кончится битва, не храбрец». Вот Крым не думал о том, чем она кончится, он просто пошёл ва-банк, потому что иного выхода не было. И очень важно то, что подавляющее большинство граждан России это поняло, поддержало.

И это стало лакмусовой бумагой: если в ответ на вопрос «Чей Крым?» человек выдерживает длинную паузу, сразу можно понять, с кем имеешь дело.

6-1.jpg

Андрей НОВОХАТЬКО



По теме