Директор Центрального разведывательного управления США Билл Бёрнс и глава британской разведывательной службы МИ-6 Ричард Мур выразили обеспокоенность по поводу «беспрецедентных угроз», с которыми сталкиваются США и Великобритания, особенно со стороны России и Китая. Примечательно, что об этом главы спецслужб едва ли не впервые в истории высказались в совместном материале для британской газеты Financial Times.
Беспрецедентный спектр
Российский лидер Владимир Путин из года в год не устаёт повторять, что Россия не создаёт угроз ни для каких стран.
– Опасность для Европы исходит не от России, – заверил он в очередной раз этим летом. – Главная угроза для европейцев – в критической и всё возрастающей, уже фактически тотальной зависимости от США в военной, политической, технологической, идеологической, информационной сферах.
Тем не менее Бёрнс и Мур заявляют, что «в нынешней международной системе, полной противоречий» Старый и Новый Свет «сталкиваются с беспрецедентным спектром угроз». Оба руководителя обращают внимание на то, что их агентства «совместно противостоят России», стремятся предотвратить предполагаемую деятельность российских спецслужб в Европе и выделяют на это значительные ресурсы. Среди других угроз, по их мнению, следовало бы отметить и Китай, подъём которого они расценивают как главный геополитический вызов XXI века. На этом фоне разведывательные ведомства были вынуждены переорганизовать свою деятельность.
Бёрнс и Мур также отмечают, что важной частью их сотрудничества остаётся борьба с терроризмом: «Мы активно сотрудничаем, чтобы защитить наши страны и противостоять возрождающейся угрозе со стороны «Исламского государства» (запрещённой в РФ террористической организации. – Ред.)».
Вместе с тем Уильям Бёрнс признал, что вместе с британским коллегой не видит прямых свидетельств поставок оружия и боеприпасов России со стороны Китая для использования в специальной военной операции. Однако оба утверждают, что поставки иных товаров для развития оборонно-промышленной базы РФ якобы имеют место.
– Не думаю, что кто-либо из нас двоих видит сегодня прямые свидетельства поставок оружия и боеприпасов из Китая в Россию для использования на войне на Украине, но мы видим много всего помимо этого, как сказал Ричард, в плане использования товаров двойного назначения, таких вещей, которые позволили президенту России Владимиру Путину в течение приблизительно последних полутора лет значительно перестроить свою оборонно-промышленную базу, – заявил Бёрнс на мероприятии Financial Times, трансляция которого велась в YouTube-канале издания.
Вблизи «беззападности»
Выходит, угроза исключительно в том, что Китай и Россия позволяют себе развиваться без оглядки на Вашингтон и Лондон. И проблема для последних в том, что они, как пишет Foreign Policy, утрачивают статус полюса силы, уступая место России и странам Азии. «Мир переживает настоящие эпохальные перемены, поскольку всё больше значимых центров власти и влияния оказываются за пределами досягаемости Запада, – констатирует издание. – Это касается не только его явных соперников, таких как Россия и Китай, но и мнимых партнёров, таких как Индия, Турция и Саудовская Аравия, которые явно не намерены оставаться в плену западной власти».
Отмечается, что западные скептики несерьёзно воспринимали блок БРИКС, который значительно расширился в 2024 году, пополнившись Египтом, Эфиопией, Ираном, Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами. Но Западу необходимо понять, что мировые реалии изменились и приёмы, издавна помогавшие ему сохранить влияние, как например, упор на экономическую мощь G7 для влияния на мировые дела, больше не работают, указывается в публикации.
Авторы материала отмечают, что мир стоит на пороге эпохи «беззападности», когда в центре исторического внимания оказалось проблемное прошлое отношений между западными и незападными странами. Например, Франция фактически потеряла своё влияние в Западной Африке, где Мали и Нигер активно избавляются от влияния бывшего колонизатора.
Василий АКУЛОВ.