Метр за метром проходят участники Вахты Памяти – никто не должен быть забыт.
Вахта Памяти – всероссийская акция, цель которой – найти неизвестные воинские захоронения и непогребённые останки советских солдат, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Члены поисковых групп выезжают на места самых жарких боёв. Одна из таких групп – поисковый отряд «Ак-Монай». Его командир Кирилл Синдерович рассказал «Крымской газете» о работе отряда.
Земля, политая кровью
Перед началом поисков в первую очередь они обращаются к истории, поднимают архивы, заказывают фото- и аэросъёмку с мест сражений, карты и так далее. Сейчас отряд работает между селом Ак-Монай (теперь Каменское) и селом Дальние Камыши (сейчас Приморский). В центре находится точка ожесточённых боев – село Владиславовка. У Вахты два этапа: весенний и осенний. Осенний проводится в районе Владиславовки, а весенний – на горе Окопной. Бойцы, которых находит отряд в этих точках, погибли в 1942 году.
Отряды выезжают на выбранную точку, где обследуют место с помощью металлоискателя. Ищут хороший сигнал и начинают раскоп – метр на метром, квадрат за квадратом.
– Квадратом раскапывается для того, чтобы если источник сигнала будет не в центре, мы его всё равно затронем. Так, например, если это будет просто каска, лежащая в стороне, мы поймём, что боец где-то рядом. В некоторых регионах России, там, где почва песчаная, работают щупы. Но в Крыму нет возможности работать щупами. И поэтому найти бойца здесь возможно только при помощи металлоискателя, – объясняет Кирилл Синдерович.
Исчезнувшие чернила
Осенний этап Вахты Памяти проводился с 14 по 29 сентября. За время поисков отряду удалось поднять 30 солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Только у одного найденного воина был при себе личный опознавательный знак. Это медальон, который направили специалисту на расшифровку для установления личности его владельца.
– Лично отвёз медальон Наталье Дзюбе. Этот медальон поднял наш товарищ, для него эта находка была первой, как и первым был боец, которого он нашёл. Медальон был уникальным, там оказался идеально сохранившийся вкладыш, что бывает редко. Но, к сожалению, записи не видно. Наталья Юрьевна говорит, что запись была, но, скорее всего, сделана чернилами, а они со временем растворились, – рассказал Кирилл Синдерович.
Наталья Дзюба – руководитель российской поисковой организации «Отчизна», специалист по расшифровкам наград. И надежда на установление личности погибшего существует – у чернил есть свойство проявляться со временем при определённых обстоятельствах. Такие случаи бывали.
Помимо захоронений, поисковый отряд нередко находит и взрывоопасные предметы того времени. В таких случаях обращаются к сотрудникам МЧС, которые собирают и на специальном полигоне ликвидируют опасные находки.
– При нахождении взрывоопасных предметов мы помечаем территорию, огораживаем её лентой, и, соответственно, никак их не перемещаем и не трогаем, – уточнил командир отряда.
За время Вахты Памяти таких предметов найдено около сотни. Все они переданы правоохранителям.
На местах боёв поисковики находят и личные вещи бойцов. Кружки, подсумки, пуговицы и другие предметы. Такие находки хоть и не помогают установить личность погибшего, но они пополняют коллекцию музеев села, школы или города.
Ева ПЕРЕСИЧАН