В Евпатории прошёл ежегодный республиканский фестиваль «Гезлёв къапусы»

В Евпатории прошёл ежегодный республиканский фестиваль «Гезлёв къапусы»

Фото: пресс-служба администрация Евпатории
Крымская газета
В Евпатории прошёл ежегодный республиканский фестиваль «Гезлёв къапусы»
Среда, 17 августа - «Крымская газета».

В течение двух дней крымчане и гости полуострова могли познакомиться с различными гранями крымскотатарской и тюркской культур.

В ТЕНИ ЛЕГЕНДЫ

По традиции в первый день фестиваля в Центральной городской библиотеке имени Александра Пушкина состоялись «Ашикские чтения», посвящённые средневековому поэту-певцу Ашику Умеру (Омеру) (1621-1707), уроженцу Евпатории, которая в то время носила название Гезлёв. Его произведения давно стали классикой крымскотатарской литературы и вошли в сокровищницу литературы мировой. В XVII веке имя поэта было известно далеко за пределами Крыма. Странствуя по огромной Османской империи со своим сазом (струнным музыкальным инструментом, под аккомпанемент которого он исполнял свои произведения), Умер пел о любви, судьбе и справедливости. Выпущенное в XVIII веке первое издание стихов выдающегося крымчанина в двух томах хранится в музеях Стамбула и Коньи, а также в Британском музее в Лондоне. Жизнь поэта до сих пор овеяна легендами, поскольку документальных свидетельств о нём почти не сохранилось.

Первые «Ашикские чтения» прошли в Евпатории в 2003 году, когда город праздновал 25-вековой юбилей. Их инициатором и организатором выступила Центральная городская библиотека. С тех пор чтения стали неотъемлемой частью фестиваля и ежегодно собирают филологов, историков-краеведов, литераторов, музыкантов. По мнению участников мероприятия, спустя столетия поэзия Умера не теряет своей актуальности.

ЗНАТЬ И СОХРАНЯТЬ

Первый день фестиваля завершился у памятника Ашику Умеру, в сквере напротив мечети Хан-Джами, которая, будучи построенной в XVI веке, до сих пор остаётся самой большой функционирующей мечетью на полуострове. У стен памятника средневекового зодчества зрители могли оценить кружение дервишей – странствующих суфиев, для которых смыслом жизни был поиск единения со Всевышним. Кстати, с отдельными молитвенными танцами дервишей под аккомпанемент барабана и кларнета регулярно можно познакомиться во время театрализованной экскурсии по расположенном неподалёку от сквера комплексу «Текие дервишей» – уникальной мусульманской обители XV-XVI веков.

Там же в тени деревьев гости фестиваля познакомились с творчеством заслуженного артиста Крыма музыканта Ресуля Халиля. Артист исполнил несколько песен, в том числе на слова Ашика Умера. Между прочим, уже много лет Халиль изготавливает старинный народный музыкальный инструмент – даре. Его, по словам мастера, можно считать «отцом» крымскотатарской народной музыкой, в то время как «матерью» – скрипку.

Завершился фестиваль на следующий день большим концертом на сцене у купеческой синагоги вдоль улицы Караимской. Он собрал яркие национальные творческие коллективы и ведущих солистов со всего Крыма: вокалистов, инструменталистов и танцовщиков. Приветствуя участников и зрителей фестиваля, глава Евпатории Эммилия Леонова напомнила, что у многонационального города богатые история и культурное наследие.

– Очень важно знать и сохранять особенности национальных традиций коренных народов, чтобы они развивались и передавались из поколения в поколение, – подчеркнула она.

Алексей ВАКУЛЕНКО



По теме