В чем плюсы советских детских фильмов и почему раньше фильмы создавались на века - интервью

В чем плюсы советских детских фильмов и почему раньше фильмы создавались на века - интервью

В чем плюсы советских детских фильмов и почему раньше фильмы создавались на века - интервью
Фото автора

На завершившемся в Евпатории фестивале детского и семейного кино «Солнечный остров» режиссёр и оператор, историк кино и киновед из Москвы Николай Майоров несколько раз выступил с лекцией «Крым в стереофильмах». В интервью «Крымской газете» он рассказал о том, чем язык советских детских фильмов отличается от языка современных, почему советским киносказочникам удавалось создавать фильмы на века и как «Кубанские казаки» помогали советским людям восстанавливать огромную страну после войны.

«Опускаемся»

– Наверняка вы приехали на фестиваль, исповедуя определённую веру в светлое будущее отечественного детского кино.

– Верю в светлое будущее всего отечественного кинематографа. Очень хочется, чтобы были хорошие фильмы и для детей: фильмы-сказки, фильмы-приключения, фильмы-путешествия – разных абсолютно жанров. И патриотические, и просто развлекательные. Среди представленных в конкурсной программе «Солнечного острова» фильмов мне один понравился (не буду его называть). Вроде интересный сюжет, ребята хорошо играют, но чего-то не хватает. В наше время детские фильмы были попроще и в постановочном отношении, и с точки зрения драматургии. Они были более весёлыми, в чём-то наивными, но и умными. А в современном кинематографе есть заявка на умное кино с воспитательными целями, правда, к сожалению, такое не всегда получается.

– Как вы думаете, почему так происходит?

– В первую очередь это связано с драматургией: без хорошего сценария нет хорошего фильма. Режиссёры сейчас адаптируют киноязык под интересы современных школьников. Раньше кинематограф не был на языке детей-школьников, он был на хорошем языке, поднимая уровень этих самых школьников.

– Но при этом оставался ясным и понятным.

– Да. А сейчас мы опускаемся до уровня современного языка общения, эдакого языка Эллочки Людоедки, но совсем уже не с эллочкиными словами. Получается, падаем. А кино должно воспитывать, развивать. Для того чтобы его смотрели, опускаться ниже плинтуса режиссёрам не стоит. Культура важна и на телевидении, радио, эстраде. Когда по телевизору смотришь иной раз развлекательные передачи, видишь уровень отсутствия у их создателей не то что интеллекта, но и совести. Да, когда тяжело, трудно жить, людям хочется смотреть доброе развлекательное кино. Как бы мы ни ругали сталинскую эпоху, но какие фильмы вышли после Великой Отечественной войны! Мы ругаем тех же «Кубанских казаков»: мол, создали липу, это изобилие. А люди тогда, голодая, прекрасно понимали: того, что им показывают на экране, нигде нет, но это должно быть. Люди к этому стремились. И они смеялись и радовались. Если бы им показывали на экране то, как на самом деле живут деревня и город, народ бы никогда страну не восстановил. То же самое сейчас с детским кино. Здесь, на фестивале, есть детские фильмы. Но их же нет в прокате. У нас огромная проблема кинопроката. Для её решения необходима политическая воля.

Без подтекста не интересно

– На днях председатель правления киностудии «Союзмультфильм» и генеральный директор киностудии имени Горького Юлиана Слащёва заявила, что современное российского детское кино только в самом начале своего пути развития. Согласны?

– Если мы будем говорить о том, есть ли у нас детское кино, то оно есть. В этом году ряд интересных фильмов выпустили о детях и для детей. Но их нет в прокате. Потому что прокатчики берут американское «гэ» категории Б. Более того, они уже приучили публику смотреть фильмы категории Б как картины категории суперкласса, даже не А. И люди идут, потому что нечего больше смотреть. Слащёва говорит, мы в самом начале. Да, конечно, начинают выдавать какие-то гранты на детские фильмы. Вопрос в другом: какие это будут фильмы, кто их будет делать, где эти имена? А у нас были великие сказочники Александр Роу и Александр Птушко, личности мирового масштаба. Их фильмы до сих пор показывают за рубежом. А ведь это не сказки. Птушко создаёт былинные, исторические колоссы либо экранизации. Фильмы Роу о сегодняшнем дне, там огромные подтексты, он много закладывал туда, чего не видели цензоры, в том числе очень толстые намёки на недостатки, которые у нас были. Поэтому эти картины с удовольствием смотрели и дети, и взрослые. Смогут ли сейчас так снимать? А кино без подтекста не интересно. Прямолинейное, ходульное, без первого, второго, третьего, четвёртого и пятого слоя – такое никому не нужно.

– В лучшем случае это будет образец ремесла, не более.

– Настоящий киношник изначально должен владеть ремеслом. Но к слову «ремесло» должно прилагаться «художник». И если у человека, который снимает детское кино, будет приложение «детский художник», не говоря уже о «детском психологе», то всё будет получаться. И вообще, важно, чтобы он обладал культурой. Когда режиссёр делает кино, а его интеллектуальный уровень ниже уровня сценария, тогда получается и кино соответствующее. Если мы возьмём фильмы для детей периода моего детства, 60-х годов прошлого века, или детства наших родителей, то они, будучи по жанру детскими, были фильмами взрослыми.

– Какие бы советские фильмы для детей вы могли бы назвать образцовыми?

– «Подкидыш» Татьяны Лукашевич. Вроде бы сценарий Рины Зелёной и Агнии Барто, вроде бы для детей. Но сколько там о взрослых, об их недостатках и достоинствах, об их характерах! И дети это видят, они это понимают. Поэтому фильм живой до сих пор. И смотрим мы его не потому, что там «Муля, не нервируй меня!», это великая производная. Сюжет фильма с современной позиции в какой-то степени выглядит примитивным. Но он несёт в себе огромную драматургию, огромный набор вопросов и ответов на эти вопросы, характеров, поведения персонажей. В какой-то степени это образец детского кино. Или «Друг мой, Колька!..». Недавно показывали по телевизору, я как заворожённый смотрел. Не потому, что это моё детство и герой – мой тёзка. Там великолепные характеры. Детям показывали пионера и комсомольца, которые делом занимаются, и пионера и комсомольца, которые карьеру строят. А дети это всё видят. Они дают более точные оценки взрослым. Как Серёжа из одноимённого фильма Игоря Таланкина и Георгия Данелия: «Дядя Петя, вы дурак?» Взрослый, прежде чем сказать «Дядя Петя, вы дурак?», сто раз подумает, насколько это прилично и возможно. И потом, увидит ли взрослый вообще, что дядя Петя дурак? А ребёнок очень чётко всё оценивает.

Алексей ВАКУЛЕНКО


По теме