В 25 лет решил судьбу Империи: последний фаворит Екатерины II возглавил дипломатическую миссию, закрепившую за Российской империей Крым

В 25 лет решил судьбу Империи: последний фаворит Екатерины II возглавил дипломатическую миссию, закрепившую за Российской империей Крым

Фото: Гала Амарандо
Крымская газета
В 25 лет решил судьбу Империи: последний фаворит Екатерины II возглавил дипломатическую миссию, закрепившую за Российской империей Крым
Суббота, 30 ноября - «Крымская газета».
Свечи, интриги, переговоры

9 января 1792 года в Яссах (Румыния) царила необычная атмо-сфера. В роскошном особняке, где разместилась русская делегация, горели сотни свечей. За столом переговоров собрались представители двух империй. С российской стороны находились князь Александр Безбородко, граф Александр Самойлов, генерал Сергей Лашкарев и Иосиф де Рибас. Османскую империю представляли великий визирь Коджа Юсуф-паша, министр иностранных дел Абдулла-эфенди, Ибрагим Исмет-бей и Мехмед-эфенди.

21-3порт.jpg

Атмосфера в зале была напряжённой: пятилетняя война (1787-1791) измотала обе империи. Россия одержала ряд блестящих побед: взятие Очакова, разгром турецкого флота при Калиакрии, легендарный штурм Измаила под командованием Суворова. Теперь предстояло закрепить эти успехи на бумаге.
Князь Потёмкин-Таврический, формальный глава переговоров, незадолго до этого скончался, и теперь всё внимание было приковано к 25-летнему Платону Зубову, которому Екатерина II доверила завершить важнейшие переговоры с Османской империей. Его молодость и отсутствие дипломатического опыта вызывали немало скептических взглядов. Так как же он в столь юном возрасте смог возглавить дипломатическую миссию и добиться главного – окончательного признания Крыма российским и установления новой границы по реке Днестру?

Разум и молодость

26 ноября исполняется 257 лет со дня рождения человека, чьи титанические усилия, оставшиеся, однако, без личной подписи под Ясским мирным договором, навсегда изменили судьбу Причерноморья. В 1792 году 25-летний Платон Зубов, последний фаворит Екатерины II, возглавил дипломатическую миссию, закрепившую за Российской империей Крым и обширные территории между Бугом и Днестром.
Этот успех не был случайным. Несмотря на молодость, Зубов обладал незаурядными способностями и хорошим образованием. Современники отмечали его прекрасную память, музыкальные таланты и умение держаться в обществе. 

– Прилежен довольно и понятен, но без опытности посредственные дарования лишены успеха... Весьма прилежен к делам и, опричь оных, чужд всяких забав, но ещё нов, и потому бремя выше настоящих его сил, – граф Завадовский отмечал его усердие в делах.

Сын небогатого дворянина Александра Николаевича Зубова получил домашнее воспитание и с ранних лет проявлял склонность к наукам и искусствам. Военная карьера Зубова началась традиционно для дворянина того времени: в восемь лет он был записан сержантом в Семёновский лейб-гвардии полк. 
Весна 1789 года стала поворотной в судьбе молодого секунд-ротмистра конной гвардии Платона Зубова. Благодаря покровительству графа Салтыкова, который принадлежал к партии придворных, враждебной Потёмкину, Зубов оказался в поле зрения императрицы. Салтыков, разглядев в молодом офицере удобное средство поколебать влияние князя Таврического, назначил его командиром отряда конно-гвардейцев, сопровождавшего Екатерину II в Царское Село.

21 июня 1789 года состоялся особый приём у императрицы, где Зубов, благодаря привлекательной внешности, манерам и умению держаться в обществе, сумел произвести благоприятное впечатление. Уже через три дня он получил 10 тысяч рублей и перстень с портретом императрицы, а 4 июля был произведён в полковники и пожалован во флигель-адъютанты. Всего за три года из секунд-ротмистра конной гвардии он превратился в одного из влиятельнейших людей империи. Сама императрица в письме к Потёмкину так характеризовала молодого фаворита:

– Это довольно милое дитя, имеющее искреннее желание делать добро и вести себя хорошо; он вовсе не глуп, имеет доброе сердце и, надеюсь, не избалуется.

Битва за столом и вне его

К 1792 году карьерный рост Зубова достиг впечатляющих высот: 12 марта он производится в генерал-поручики и назначается генерал-адъютантом Её Императорского Величества. В этом же году он возглавляет дипломатическую миссию при подписании Ясского мирного договора с Турцией, что становится его первым серьёзным дипломатическим успехом.

Зубов лично принимал участие в переговорах и оговаривал условия мира. Под его руководством российская делегация добилась впечатляющих результатов: за Россией закреплялось всё Северное Причерноморье, включая Крым, к России отошли земли между Южным Бугом и Днестром, в том числе стратегически важные крепости Очаков и Хаджибей.

На Кавказском направлении была восстановлена граница по реке Кубани. Особым дипломатическим успехом стало то, что Турция отказывалась от претензий на Грузию и обязалась не предпринимать каких-либо враждебных действий против грузинских земель.

Помимо непосредственного участия в переговорах, Зубов осуществлял планирование ключевых боевых операций на заключительном этапе войны и общее руководство ими, что способствовало усилению позиций России на переговорах.

В тот исторический вечер договор был подписан. Это соглашение имело огромное значение для Крыма, окончательно закрепив полуостров за Российской империей и открыв новые возможности для его развития.

Успех в Ясских переговорах определил и дальнейшую карьеру Зубова. Начиная с 1793 года к нему переходят многие из тех должностей, которые прежде занимал Потёмкин. 19 июля 1793 года светлейший князь Зубов назначен начальником над Черноморским флотом, а 25 июля 1793 года – екатеринославским и таврическим генерал-губернатором. К 1794 году всё руководство внешней политикой и сношениями России с иностранными дворами перешло к Зубову, а дипломатическая переписка императрицы проходила через его руки.

Так молодой дипломат, благодаря своему усердию и покровительству императрицы, смог добиться впечатляющих результатов, закрепив за Россией важнейшие территории и обеспечив безопасность её южных границ.

Олег АНФАЙЛОВ


По теме