Как не размыть статус крымской здравницы и где её золотые прииски?
Республика – флагман медицинской реабилитации на всём юге России. Почему главная цель – сохранить статус здравницы, где брать кадры для стремительно растущего санаторно-курортного кластера? Об этом и многом другом мы говорили с Еленой Бирюковой, директором Научно-клинического центра «Технологии здоровья и реабилитации» КФУ им В. И. Вернадского.
«НАГРУЗКА НА ЗДОРОВЬЕ»
– Вы участвовали в обсуждении стратегии развития Крыма до 2030 года в Государственном Совете РК. Большое количество инвестпроектов в санаторно-курортной сфере требует пересмотреть подход к организации оздоровления?
– Госсовет пригласил нас поучаствовать в обсуждении вопросов, связанных с увеличением турпотока. Строительство только одного курорта «Золотые пески» предполагает одномоментное пребывание более 100 тысяч туристов в месяц. Соответственно, нужно понять, насколько будет увеличиваться нагрузка на медицинские учреждения региона. Для решения этой проблемы коллеги предложили запланировать строительство в Крыму новых курортных поликлиник. Но есть и другое предложение. Сейчас активно развивается нацпроект «Продолжительная и активная жизнь». Одним из его мероприятий запланировано создание сети Центров здорового долголетия в составе первичного звена амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе внутри санаторно-курортных учреждений. Это позволит разгрузить медицинскую инфраструктуру региона, повысить качество оказания медицинских услуг гостям нашего полуострова. То есть застройщики могли бы поучаствовать в со-здании Центров здорового долголетия непосредственно в тех объектах, которые будут строиться.
– Что даст создание таких центров в итоге?
– Это могло бы убить сразу двух зайцев. Во-первых, решить вопрос нагрузки на медицинскую инфраструктуру пациентов, которые не имеют серьёзных нарушений здоровья, внедрить в данных центрах лучшие мировые практики, программы диагностики, сбережения и восстановления здоровья. Ведь традиционно большая часть туристов приезжает в Крым именно за оздоровлением.
И во-вторых, что очень важно, это позволит сохранить Крыму статус здравницы, позиционировать нашу республику как регион здорового долголетия.
НЕ ОБУЧИШЬ – НЕ ПОЛУЧИШЬ
– Но, когда у нас в рамках масштабного строительства нового курорта на западном побережье появится ещё 100 тысяч туристов, нужно будет не менее 5 000 персонала. В Крыму также строится очень много новых объектов для оздоровления. Где брать кадры? Какой будет ваша роль в этом?
– Наша задача – практико-ориентированная подготовка кадров, разработка и трансфер новейших технологий для отрасли медицинской реабилитации и здоровьесбережения. НКЦ – это площадка для подготовки и практик специалистов по медицинской реабилитации: врачей физической реабилитационной медицины, медсестёр по медреабилитации, инструкторов-методистов по лечебной физкультуре и многих других. Это специалисты мультидисциплинарных реабилитационных команд. В Медицинском институте КФУ разработаны программы подготовки и аккредитации этих специалистов, в том числе ординатура врачей физической реабилитационной медицины.
ПОСТАВИМ НА НОГИ
– То есть это не то, когда люди проходят за две недели курсы реабилитологов и позиционируют себя как профи?
– Реабилитация – это отдельная философия внутри академической медицины. Когда вы попадаете в санаторий, принимает решение один врач, например, терапевт. А в реабилитации не так. С вами работает мультидисциплинарная реабилитационная команда специалистов, которую возглавляет врач физической реабилитационной медицины. В команду в обязательном порядке входит медсестра по медицинской реабилитации, врач-физиотерапевт, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог-логопед, с этого года также эрготерапевт (специалист, который восстанавливает навыки движения и самообслуживания в быту). И только по результатам консилиума членов данной команды принимается решение и составляется индивидуальная программа реабилитации.
Врач физической реабилитационной медицины проходит переподготовку 1 008 часов – это восьмимесячная очная программа. Медсестра по медреабилитации и инструктор-методист по лечебной физкультуре – 506 часов (4 месяца) и так далее.
ПАТЕНТОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
– Какие сегодня технологии здоровья и реабилитации в фокусе внимания научных сотрудников НКЦ?
– У нас два направления. Первое – амбулаторное отделение медицинской реабилитации взрослых, которое работает среди прочего по программе ОМС. Второе – полноценная научно-исследовательская лаборатория перспективной технологии медицинской реабилитации, спорта и восстановительной медицины, созданная с целью разработки технологий и внедрения их в санаторно-курортный кластер.
То есть в НКЦ работают врачи и научные сотрудники, которые разрабатывают технологии, программы санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации, здоровьесбережения в соответствии с потребностью региона.
Только за прошлый год сотрудники НКЦ и Медицинского института КФУ получили более 20 патентов на свои разработки. В Крыму были впервые разработаны программы реабилитации пациентов с ДЦП, аутизмом, посттравматическим стрессовым расстройством, хронической почечной недостаточностью, метаболическим синдромом, задержкой психоречевого развития и др.
– Да, мы рассказывали, как ваши специалисты благодаря суперсовременной технологии экзокисти помогают неговорящим детям начать говорить (материал «Победа над молчанием», «Крымская газета» № 231 (21 936) от 13.12.2024).
– Мы также разработали программу реабилитации третьего этапа после инсульта, женщин после удаления молочной железы, пациентов после рака простаты и др.
А наша программа реабилитации посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в этом году заняла первое место на федеральном конкурсе «Здоровье СВОих» в рамках Всероссийского форума «Здравница-2025» в Сколкове. С ПТСР сталкиваются многие бойцы СВО. Особенность этой патологии – отсроченное начало. Эту программу специалисты нескольких кафедр КФУ совместно с коллегами из других вузов страны разработали сразу после начала СВО: испытали, доказали эффективность, внедрили. И в итоге получили награду за свой инновационный метод. Главная изюминка программы в том, что она не имеет фармакологической составляющей, то есть лечение проходит без применения лекарственных препаратов. Суть программы – в комбинировании определённой физической нагрузки с методиками, которые позволяют привести центральную нервную систему и вегетативную нервную систему в состояние баланса. Методику уже внедряют в рекреационных учреждениях Крыма. И конечно, когда создаётся любая новая программа, технология, она достаточно долго апробируется и только после этого может быть внедрена на базе санаториев. На порталах учреждений, внедривших программы реабилитации, имеется маркировка, что в этом санатории действует программа реабилитации, разработанная и утверждённая в Крымском федеральном университете.
КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ ОТРАЖАЕТСЯ НА ТАЛИИ
– В наше время очень популярны программы борьбы с лишним весом. Какие исследования ведёте в этом направлении?
– В университете активно ведутся работы по созданию программы для пациентов с нарушением обмена веществ, метаболическим синдромом.
Отдельно упомяну, что мы постоянно апробируем новые технологии. Например, влияние молекулярного водорода (не атомарного) на наш организм. Это очень крутой антиоксидант, который снимает системное воспаление в организме, то есть уменьшает оксидативный стресс. Всё, что будет снимать системное воспаление, улучшит клеточное дыхание. А когда улучшается клеточное дыхание, то улучшается потребление глюкозы клетками, снимается инсулинорезистентность.
Соответственно, механизм действия антиоксидантов – это улучшение клеточного дыхания и потребления глюкозы клетками.
Молекулярный водород в организме производится определёнными бактериями в кишечнике. Считается, что как раз много вот этих бактерий, которые производят молекулярный водород, у долгожителей в кишечнике. Сейчас это делается немного проще: есть генераторы, которые электролизом разделяют дистиллированную воду на водород и кислород. Человек дышит смесью, имеющей в своём составе до 4% молекулярного водорода, посредством специальной маски, насыщая кровь молекулярным водородом.
В совместном с курортом «Мрия» исследовании определена эффективность применения молекулярного водорода у пациентов с лишним весом: многие участники исследования похудели на 3–5 кг, то есть организм перестроился на более эффективные методы дыхания, клеточного питания и так далее. Все участники заметили прилив сил и бодрости после прохождения курса этой процедуры.
Но таково действие не только водорода, но и вообще противовоспалительных антиоксидантных средств, методики применения которых активно разрабатываются профильными специалистами КФУ.
ЗОЛОТЫЕ ПРИИСКИ ЗДОРОВЬЯ
– Вы говорили, что Крым – это Мекка антиоксидантов. В чём перспектива?
– У нас огромный потенциал в разработке новых функциональных продуктов питания. В Крыму очень много растений, которые имеют высокий антиоксидантный статус. В основном это растения, которые содержат ресвератрол, галловую кислоту и так далее, то есть это растения с полифенолами.
Одно их из самых перспективных направлений – разработка полифенола ресвератрола и вытяжек из виноградной лозы и виноградных листьев. Ресвератрол – это одно из натуральных веществ, которых очень много в винограде. На основании ресвератрола создано несколько очень хороших крымских препаратов, например, «Эноант». Есть ещё вытяжки, которые делает институт виноделия «Магарач». На основе этой вытяжки делают кремы с ресвератролом.
Второе очень серьёзное перспективное направление, которое мы можем развивать, – это розмариновая кислота, мощный антиоксидант. Она сейчас тоже в мировом топе. Это не значит, что она содержится только в розмарине. Есть достаточно большое количество крымских растений, которые содержат большую концентрацию розмариновой кислоты.
Кроме того, одно из очень перспективных веществ – каротиноиды астаксантины и их производные. Это мощнейший антиоксидант, который по своей антиоксидантной способности превосходит витамин С более чем в 30 раз, а коэнзим Q10 – в 80 раз. Их получают из вытяжки из бурых водорослей. Но ещё больше их содержится в артемии (вид ракообразных).
У нас большое количество солёных озёр, где просто идеальные условия для того, чтобы выращивать артемию. Для использования в виде биологически активных добавок, естественно, нужно строить заводы, производственные площадки, которые будут обрабатывать артемию, вытягивать непосредственно из неё каротиноиды и производить астаксантин. Сейчас это делают только на Дальнем Востоке, во Владивостоке. Но, повторю, у нас идеальные температурные, климатические условия для того, чтобы это производство открывать. Оно потребует достаточно больших вложений, но, поверьте, эти вложения окупятся. Сейчас всё, что делается во Владивостоке, уходит в Китай, Японию, другие страны в виде БАДов. То есть эти сублиматы пользуются достаточно высокой популярностью. У нас такого производства ещё нет, но перспектива у Крыма огромная.
блицопрос
– С чего начинается ваш день?
– С общения с близкими.
– Опишите себя несколькими словами.
– Стихийное бедствие.
– Чего не терпите в людях?
– Лжи.
– Где в Крыму ваше место силы?
– На закате на западном побережье.
– Если бы всю жизнь вы могли есть одно блюдо, что бы это было?
– Арбуз.
– На вас сильно повлиял...
– Профессиональный спорт.
– Люди ошибаются, когда говорят...
– Что они чего-нибудь не смогут.
К СЛОВУ
НКЦ «Технологии здоровья и реабилитации» – не единственная организация, которая разрабатывает программы здоровьесбережения и реабилитации в Республике Крым. Организован научно-исследовательский консорциум «Превентивная, персонифицированная медицина и здоровое долголетие». В консорциум вошли Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Институт активного долголетия курорта «Мрия», ГБУЗ РК «АНИИ им. И. М. Сеченова» в Ялте и ГБУЗ РК «НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации». К ним присоединились и другие крупные организации: Национальная курортная ассоциация, Союз «Здоровье здоровых», Ассоциация по содействию развитию физической культуры и спорта «Федерация спортивной медицины», санатории «Форос», «Полтава-Крым» и другие. Они участвуют в разработках, первыми внедряют разработанные методики и технологии.
Ольга НАГОРНАЯ.