«Лучший наставник» из Крыма, учитель Людмила Ивановна Головко о системе образования, современных детях и школе будущего

«Лучший наставник» из Крыма, учитель Людмила Ивановна Головко о системе образования, современных детях и школе будущего

Фото: Гала Амарандо
Крымская газета
«Лучший наставник» из Крыма, учитель Людмила Ивановна Головко о системе образования, современных детях и школе будущего
Воскресенье, 05 октября - «Крымская газета».

«Учить учиться и учиться учить»

Людмила Ивановна Головко, учитель русского языка и литературы Гвардейской школы-гимназии № 2 Симферопольского района, стала победителем регионального этапа Национальной премии «Человек труда» в номинации «Лучший наставник». Мы побеседовали с ней о современных детях и школе будущего.

НАУКА И ПАТРИОТИЗМ

– Людмила Ивановна, вы стали победителем в номинации «Лучший наставник». В чём заключается работа наставника?

– Двери моего кабинета всегда открыты. В любое время могут прийти коллеги. Иногда они приглашают меня на свои уроки, показывают методические разработки. За это время я помогла не одному учителю победить в конкурсе «Учитель года».

Наставничество для меня – это и работа с учениками. Что бы они ни делали – писали сочинения, рисовали, выступали, танцевали – показываю, как могу сама, и говорю: «А вы, молодые, можете лучше». Мне приятно, если у них получается и меня чему-то научить, особенно в компьютерных технологиях. Это я всегда приветствую.

– Ваш педагогический стаж насчитывает уже 43 года. Что удерживает вас в профессии всё это время?

– Любовь к детям превыше всего. У меня такой слоган: «Учить учиться и учиться учить». Чем больше человек познаёт, тем дольше и насыщеннее его жизнь.

– Система образования за эти годы неоднократно менялась. Какие основные изменения в своей работе вы можете выделить?

– Первое и главное – развитие инженерных и исследовательских направлений. Ребята из «Курчатовского класса» сотрудничают с институтами, например, с Институтом микробиологии, пишут научные работы. Моя роль – организационная и методическая поддержка: я могу сопровождать процесс, но профессиональную часть выполняют профильные специалисты.

Сейчас в конце каждого учебника часто прописан мини-проект. Он может быть как краткосрочным, так и долгосрочным. И пока одни просто переписывают готовые домашние задания, другие две недели работают над проектом. Это стало большой частью школьной жизни.

И ещё: возросло внимание к патриотическому воспитанию, оно стало очень значимым.

– Что бы вы хотели изменить в системе образования?

– Слишком много буквоедства с бумагами. Раньше мы писали конспекты от руки. Это занимало время, но оставляло место для творчества. Сейчас же многие сутки проводят за компьютером, понятия «выходной день» вообще нет. Выходной бывает, только если с детьми нужно пойти, например, в поход.

– Полночи проверять тетради или заполнять электронные дневники и ведомости: что сложнее?

– Электронные журналы в целом удобнее: у детей видно средний балл, не надо ждать, когда учитель подведёт итог, оценка всегда объективна. Но у нас всё ещё бывают проблемы с Интернетом, поэтому в младших классах мы ведём и бумажные дневники: контроль важен.

Появились платформы типа «Учи ру», где задания даёт учитель. Там объективно фиксируется выполнение: процент выполнения и оценка проставляются автоматически, учителю остаётся перенести результат в журнал. Это экономит время и позволяет больше внимания уделять содержательной работе. Тем не менее филолог обязан писать вместе с учениками, письменная работа никуда не исчезла.

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПОКОЛЕНИЯ

– Если сравнить советского пятиклассника и сегодняшнего, то чем они отличаются?

– Современные дети более продвинутые и «компьютеризированные», но меньше читают. Раньше, в советское время, дети вели и тщательно оформляли читательские дневники: записывали название книги, автора, свои впечатления. Сейчас я возобновляю этот формат, ребятам это нравится, они вкладывают частичку себя в оформление. Это помогает развивать привычку к чтению.

– А что общего у советских и современных детей?

– Любовь к Родине и к родному краю. Дети любят жизнь: играть, смеяться. Им нравится, когда учитель не мучитель, а может пошутить, спеть, прочитать. Когда после звонка хотя бы один ребёнок скажет спасибо за урок, это самая высокая награда. Понимаешь, что ты на своём месте!

– Вы говорите, что дети стали меньше читать. Есть ли у вас свои секреты, как привить им любовь к живому слову?

– Обязательны театр и кино. Недавно у нас прошла олимпиада по литературе, там задания идут не только по текстам, но и по визуальным материалам: из какого спектакля взята та или иная сцена. Мы ходим в театры, обсуждаем постановки. Это совершенно другое восприятие текста. Мюзикл «Дубровский» или «Капитанская дочка» наши дети воспринимают отлично, если постановка высокого уровня. Кроме того, мы инсценируем прочитанное: дети делятся на творческие группы, выбирают отрывки, работают с костюмами или без – кто во что горазд. Им очень нравится зачётный урок, где они показывают свою работу.

– Что из современного списка литературы находит особенный отклик у детей?

– Чаще всего фантастика. Но и классика остаётся востребованной: «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь», «Тимур и его команда». В новом прочтении эти произведения воспринимаются глубже.

– Что важнее в современном образовании: дать знания или воспитать личность?

– Личность! Я всегда говорю детям: оценка – это всего лишь цифра на бумаге. Человеческие качества важнее.

ШКОЛА БЕЗ «ДОМАШКИ»

– А чему вас научила выбранная профессия?

– Выносливости. Профессия сделала меня трудоголиком: научилась трудиться, организовывать время, сохранять творческий подход, любить детей и уметь слышать других.

– Какой вы себе представляете школу будущего?

– Без домашнего задания. Представьте, как родители бы вздохнули! Взрослым тяжело вместе с детьми делать уроки; хорошо, когда детей приучают к самостоятельности. Школа должна быть технически оснащённой, чтобы не приходилось изобретать «кашу из топора». Важно, чтобы в каждом учебном заведении было современное оборудование, как в продвинутых школах и образовательных центрах типа «Сириуса». Техническое оснащение особенно важно в точных науках. Приборы, возможность работать руками и видеть результаты – всё это не заменить простым чтением книг.

Сказано

Наталья Крыловецкая, учитель начальных классов МБОУ «Гвардейская школа-гимназия № 2»:

– Я выпускница 2000 года. Людмила Ивановна была моим учителем русского языка. Она привила мне любовь к русскому слову, любовь к детям, и это повлияло на мой выбор профессии. Уже 20 лет я работаю учителем в этой школе.

Дарья Мальцева, педагог-организатор:

– Для меня большая честь быть выпускницей такого выдающегося педагога. Наши результаты ЕГЭ стали подтверждением её профессионализма: 10 человек из нашего класса, включая меня, получили более 90 баллов, что говорит о невероятной подготовке, которую она смогла дать.

Дмитрий ПОЛУЭКТОВ

Подписывайтесь на нас в MAXДзенТелеграмВК и ОК.





По теме

Читаемое