Царство памяти: какие удивительные экспонаты можно увидеть в Императорском церковно-историческом музее

Царство памяти: какие удивительные экспонаты можно увидеть в Императорском церковно-историческом музее

Фото: Алексей Вакуленко
Крымская газета
Царство памяти: какие удивительные экспонаты можно увидеть в Императорском церковно-историческом музее
Воскресенье, 05 марта - «Крымская газета».

В Евпатории в Православном культурно-просветительском центре Свято-Николаевского собора открылся первый в России Императорский церковно-исторический музей. Среди его экспонатов немало чудом сохранившихся вещей, связанных c историей храма и Отечества.

Много коробок

Старший священник Свято-Николаевского собора, руководитель Православного культурно-просветительского центра протоиерей Георгий Дик рассказал «Крымской газете», что на комплектование основной экспозиции ушло полгода.

– Идея создать такой музей у меня возникла, когда прихожане стали приносить в храм старые фотографии с изображением собора, старинные иконы, книги, – говорит он. – А тут ещё кто-то сказал: «Да вам, батюшка, музей собора открыть бы!» Я поначалу скептически отнёсся к этому предложению – для музея необходимо много экспонатов. Где ж мне столько взять? Но Господь стал управлять так, что люди продолжали приносить в храм книги и иконы. Так пополнялась наша соборная коллекция. Всё хранилось в коробках в храме. Однажды удивился тому, как много коробок.

Тем временем начался ремонт в здании воскресной школы собора, где до революции располагалась школа церковно-приходская. По словам отца Георгия, помещения, в которых ремонт последний раз проводили в 80-х годах прошлого века, были в плачевном состоянии.

– И тогда я попросил у владыки благословения на создание в стенах школы Православного культурно-просветительского центра, в котором, помимо школы, функционировали бы различные кружки и был бы уклон в историю не только церкви, но и малой родины, – рассказывает священник.

На прошедшем в храме мероприятии по случаю 105-летия со дня посещения собора императором Николаем II с семьёй в мае 1916 года присутствовали представители Российского императорского дома. Они рассказали о своей выставке, приуроченной к 400-летию Дома Романовых и повествующей об исторических судьбах династии после расстрела царской семьи. В экспозицию, подготовка которой заняла четверть века, вошло множество оригинальных вещей русских эмигрантов. А поскольку Евпатория была последним городом на полуострове, который посещала царская семья, а Свято-Николаевский собор – последним в Крыму храмом, где она молилась, отец Георгий предложил дополнить старинные вещи, связанные с собором, частью составивших эту выставку экспонатов. Представители Российского императорского дома охотно поддержали это предложение. Так и появилась коллекция, которая в итоге составила основу музея.

От антиминса до нот

По словам отца Георгия, сейчас в экспозиции несколько сотен единиц хранения.

В настоящее время в Императорском церковно-историческом музее можно увидеть портреты Николая II и Александры Фёдоровны, выполненные в уникальной технике на бересте, документы и фотографии, повествующие о взаимоотношениях глав династии с духовенством Русской православной церкви на Родине и за рубежом.

Среди прочего музейная коллекция рассказывает о взаимодействии царствующей династии с представителями традиционных конфессий страны, о переписке Российского императорского дома в изгнании с монархами и главами императорских и королевских домов Европы.

Также в экспозиции представлены ордена Российского императорского дома, иные знаки отличия, символика династии и состоящих при ней
учреждений и организаций, коллекция почтовых открыток, изданных на рубеже XIX и XX веков, денежные ассигнации начала прошлого столетия, книги и периодические издания, документы и фотографии с празднования 400-летия Дома Романовых в Крыму.

– Мы планируем привлекать в наш музей не только тех, кто интересуется церковной историей или историей Российского императорского дома, но и всех, кому интересна история Крыма, – говорит отец Георгий. – В связи с этим намерены наладить сотрудничество с Ливадийским дворцом-музеем, Центральным музеем Тавриды, Евпаторийским краеведческим музеем. Чтобы, например, мы могли предоставлять им для экспонирования предметы из нашей коллекции, а они нам – свои. Мы пытаемся не только рассказать о церковной истории, но и показать значимость истории Отечества.

Среди особо ценных экспонатов, по словам священника, антиминс Свято-Николаевского собора – шёлковый плат, который традиционно даётся при освящении храма епископом для служения в нём.

– Это разрешение и благословение на служение, – поясняет отец Георгий. – Антиминс нашего собора – 1898 года. Таких вещей сохранились единицы на всём постсоветском пространстве. Когда закрывали храмы, лучшей участью для них было то, что благочестивые прихожане забирали их к себе домой. И если доживали до открытия храмов, то возвращали. В иных случаях всё зависело от детей этих самых прихожан: насколько верующие или неверующие они. Кто-то эти предметы сдавал в антикварные магазины, кто-то выбрасывал. В худшем случае, когда храм
закрывали, всё это тут же на паперти сжигали. Все прекрасно знали, что священник имеет право совершать литургию
при нескольких условиях, из которых главное – это наличие освящённого епископом антиминса.

Не менее уникальны некоторые богослужебные книги, составившие музейную коллекцию.

– Одна, например, 1813 года издания, из ризницы нашего собора, – продолжает отец Георгий. – Возможно, прихожане забрали её во время закрытия, а потом вернули. Также есть Богослужебное напрестольное Евангелие 1900 года издания в латунном окладе. Как правило, такие вещи в годы советской власти уничтожались.

Кроме того, в основной экспозиции музея – графический эскиз «Распятия» выдающегося художника Юрия Волкова и рукописные ноты регента Свято-Николаевского собора Вячеслава Павловича Пестрицкого. Последний был преподавателем Ставропольской духовной семинарии и известен как церковный композитор и учитель другого церковного композитора, отца Матфея Мормыля.

Алексей ВАКУЛЕНКО



По теме