Лёгких мячей перезвон – юности белой игра. Так образно назвал теннис поэт и писатель Владимир Набоков, поклонник этого вида спорта.
Крыму выпала честь стать местом, где «юности белой игра» уверенно становилась взрослой.
Царская забава
Теннис появился в России в 1875 году – всего через год после того, как Великобритания предложила миру правила новой игры. Среди участников матча, ставшего первым в истории отечественного тенниса, были первые лица империи. «Играл в теннис на траве с братьями», – записал в дневнике великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра II.
Ярым поборником игры стал Николай II. Обсуждая с архитектором инфраструктуру своей новой резиденции в Ливадии, монарх повелел оборудовать несколько площадок. Каждый приезд в Крым превращался в свое-образный праздник спорта. «Государь очень серьёзно относился к игре, не допускал на площадке праздных разговоров, – вспоминает очевидец. – Он отлично играл и терпеть не мог проигрывать».
Особенно удачным выдался сезон 1913 года. Дневник Николая пестрит записями: «Днём прекрасно поиграл в теннис – лично я сыграл семь сетов». Сражения на царском корте не прекращались даже с наступлением холодов: «Днём поиграли в теннис, руки зябли».
Первая ракетка России
Достойным соперником императора стал граф Михаил Сумароков-Эльстон. Уроженец Ялты, он в 16 лет стал абсолютным чемпионом Всероссийских соревнований 1910 года, а спустя два года принимал участие в летних Олимпийских играх.
Узнав, что восходящая звезда отечественного тенниса гостит у родственников в Кореизе, Николай II пригласил Михаила помериться силами. Матч состоялся в день 20-летия графа, в ноябре 1913 года. Профи действовал уверенно и жёстко – и сходу выиграл у августейшего любителя все сеты. Уязвлённый Николай Александрович потребовал реванш. В пылу азарта Михаил «пушечным ударом» влепил мяч в икру императора – тот рухнул как подкошенный. Матч прекратили, неудачливому игроку пришлось три дня проваляться в постели. Бедный чемпион был в отчаянии, ожидая гауптвахты, но всё обошлось. «Поиграли с увлечением. У него есть чему поучиться», – отмечает Николай в дневнике. Оправившись после травмы, он снова пригласил Михаила разделить удовольствие от игры.
Чем бодрей, тем счастливей
Лаун-теннис (в переводе с английского «теннис на лужайке») начал входить в моду среди российской аристократии, пристально наблюдавшей за увлечениями августейшей семьи. Одним из первых появился корт в Форосе. Владелец имения Григорий Ушков выписал всё необходимое оборудование прямо из Парижа. Не отставали от Фороса дачевладельцы симеизского курорта. «Центральный парк Симеиза вполне благоустроенный. В нём лаун-теннис, крокет, детская гимнастика, сцена для спектаклей», – сообщал популярный путеводитель.
Энтузиасты начали создавать клубы и достойно проявляли себя на общественном поприще. Так, в 1914 году члены керченского «Лаунъ-теннисъ и футъ-болъ клуба» выровняли площадки для игры не абы где – на вершине горы Митридат!
«Ненавижу киснуть!» – любил говорить юный Сергей Прокофьев. Начинающий композитор был отличным спортсменом. Отдыхая в 1913 году в Гурзуфе, он оттачивал умения на тамошнем корте. Причём был не одинок. «Сегодня предполагались состязания в теннис всех дачников, – записывает Сергей. – Но англичанин, устроитель этого, получил солнечный удар, и всё расстроилось».
Отличная игра!
В советское время традиции аристократической игры подхватили представители новой элиты – космонавты. Сделав первые шаги в освоении космоса, Юрий Гагарин и Герман Титов приехали в Крым на реабилитацию. Отдыхали на госдаче «Тессели» в Форосе: загорали и купались, катались на водных лыжах, рыбачили и, конечно, играли в теннис.
Космонавты № 1 и № 2 были весьма продвинутыми спортсменами. В своей книге «Дорога в космос» Гагарин пишет: «Теннис требует физической выносливости, как в футболе, хорошего глазомера, сообразительности и ума, как в шахматах. Это, пожалуй, единственная спортивная игра, которой можно заниматься с детства до преклонного возраста».
Жаловал Юрий Алексеевич и бадминтон. Игра приобрела особую популярность после того, как гагаринская фраза «Люблю бадминтон!» прозвучала в интервью по Всесоюзному радио. В магазинах спорттоваров в одночасье были раскуплены ракетки и воланчики, и отраслевым предприятиям пришлось в спешном порядке увеличивать объёмы бадминтонного инвентаря.
Иван КОВАЛЕНКО, крымовед.




