О том, как не стать надзирателем для своих детей, о проблемных подростках и о том, может ли семья быть счастливой даже после развода, рассказала Светлана Савченко, Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Крым.
ПРАЗДНИК КАК ПОВОД
– Светлана Борисовна, можно ли говорить о том, что Международный день защиты детей – это не столько праздник, сколько напоминание о нерешённых проблемах?
– Дети – это всегда праздник. И если уж существует Международный день защиты детей, то, конечно же, это большой и важный праздник. Но вместе с тем это один из самых благородных поводов говорить о проблемах, которые ещё остаются нерешёнными. Мне кажется, самое важное здесь – всегда помнить, что каждый из нас сам когда-то был ребёнком. Надо задать себе простые, но такие важные вопросы. Каким я был ребёнком? Что я чувствовал? Чего мне не хватало? И главный: что я могу сделать сегодня, чтобы у современных детей действительно было счастливое детство? Вот что по-настоящему важно. Международный день защиты детей – это прекрасный повод не только для праздника, но и для серьёзного разговора. Повод вспомнить, обсудить, проанализировать, что уже сделано и что ещё предстоит сделать. Ведь за внешней праздничной атрибутикой – шариками, концертами, подарками – скрывается огромная ежедневная работа по защите прав и интересов детей.
– Что сегодня подразумевается под понятием «защита прав ребёнка»?
– Главное право ребёнка – это право родиться. Я хочу поблагодарить все наши общественные силы, всех депутатов и чиновников, в том числе и от здравоохранения, которые всё делали для того, чтобы у нас среди первых на территории Российской Федерации был принят закон о том, чтобы аборты не делались в частных клиниках. Это очень важно, потому что первое и главное право ребёнка – это право на жизнь, право родиться. Очень важно, чтобы новый человек пришёл в мир. Моя предшественница на этой должности Ирина Дмитриевна Клюева очень много сделала для становления нашего института начиная с 2014 года, как только мы перешли в Россию. Этот институт только организовывался, становился на ноги, было очень многое сделано. И сегодня, когда мы ставим перед собой самые важные вопросы о праве на жизнь, имеем основания уже начинать рассуждать о том, как работать дальше, какие права детей защищать. Общество, которое не реагирует на то, что люди убивают собственных нерождённых детей, наверное, не имеет права задавать какие-то нравственные нормы. Все должны относиться к рождению детей взвешенно и обдуманно, понимать, что мы должны формировать общественно благоприятную среду, чтобы у нас рождались и жили счастливо дети.
ОТ ПРОБЛЕМЫ К РЕШЕНИЮ
– Какие проблемы чаще всего поднимают в обращениях к вам? Какие новые угрозы наблюдаете?
– Если анализировать статистику за 2024 год, то к нам поступило более 1 030 обращений. 40% из взятых в работу – это обращения на тему «Право жить и воспитываться в семье». Дальше у нас идёт право на образование – почти 12%, право на жилище – 11%, право на социальное обес-печение – чуть больше 6%.
Что касается новых угроз, то, к сожалению, в последние годы мы наблюдаем тревожный рост случаев кибербуллинга – травли детей через социальные сети и интернет-пространство. Это действительно болезненная тема, которая имеет явную тенденцию к росту. Причём современная травля часто приобретает более изощрённые формы: она происходит опосредованно, через со-здание фейковых страниц, массовые рассылки, что делает проблему ещё сложнее для выявления и пресечения.
Ещё одна острая проблема, которая требует решения, – это вопрос обеспечения жильём детей-сирот после достижения ими 18 лет. Формально в этом возрасте они уже не считаются детьми, но по факту часто оказываются совершенно неподготовленными к самостоятельной жизни.
– Кто чаще обращается за помощью?
– Обращения к нам поступают от самых разных категорий граждан – и от взрослых, и непосредственно от детей. Среди взрослых наиболее активны родители, бабушки и дедушки, но также часто обращаются преподаватели, представители общественных организаций. Каждое такое обращение проходит обязательную процедуру регистрации, тщательного анализа и потом берётся в работу. Мы стараемся сделать процесс обращения максимально доступным. Можно обратиться в электронном виде через специальную форму на сайте, по горячей линии или письменно.
– Что происходит после обращения? Как строится путь от сигнала о проблеме к её решению?
– У нас выстроена чёткая система работы с обращениями. Я лично провожу приёмы граждан каждый понедельник с 14:00, но также можно заранее записаться через сайт или по телефону. В исключительных случаях, когда требуется срочное вмешательство, мы принимаем людей вне установленного графика. После поступления заявления начинается важный этап работы: мы определяем тематику обращения и его юридическую природу, после чего направляем в соответствующий государственный орган для решения.
Например, если это вопросы, связанные с образованием, то мы взаимодействуем с Министерством образования РК. Проблемы социального обеспечения решаем через профильное министерство. В случае невыплаты алиментов подключаем Федеральную службу судебных приставов. Если требуется проверить законность действий каких-либо лиц, обращаемся в прокуратуру. Хочу отметить, что со всеми этими структурами у нас подписаны соглашения о сотрудничестве, это значительно ускоряет процесс решения проблем.
ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
– Вы говорили о проблеме травли в Интернете. Как с ней бороться?
– Во-первых, и это самое важное, необходимо с самого раннего детства воспитывать в детях эмпатию – способность сопереживать. Ребёнок, который научился ставить себя на место другого, вряд ли станет участвовать в травле. Во-вторых, при первых же признаках буллинга необходимо немедленно подключать всех заинтересованных лиц: классного руководителя, родителей, администрацию школы.
Когда ситуация выходит за рамки простых моральных норм и переходит в правовую плоскость, мы обязательно подключаем правоохранительные органы. Особенно это касается случаев, когда травля носит коммерческий характер, например, шантаж. У нас есть очень хороший помощник – Крымское региональное отделение Национальной родительской ассоциации, которое возглавляет Валентина Константиновна Бойко. У неё есть психолог Екатерина Нос. Они мои помощники общественные, они проводят большую просветительскую работу с детьми. Можно в Интернете заниматься непотребствами, а можно получать полезную информацию. Это как с ножом: им можно хлеб нарезать, а можно человека зарезать, смотря как инструмент использовать. Мы же не будем запрещать резать хлеб только потому, что какой-то неуравновешенный или жестокий человек применит нож не по назначению.
– Какова ваша позиция по поводу тотального контроля за поведением ребёнка в Интернете? Где проходит грань между заботой и нарушением личного пространства?
– В каждой семье этот вопрос должен решаться индивидуально, с учётом возраста ребёнка, его психологических особенностей и уровня ответственности. Но важно найти тот самый золотой баланс: полная безнадзорность, конечно, плоха, но и гиперопека тоже может нанести серьёзный вред. Нужно искренне интересоваться жизнью ребёнка, его увлечениями, кругом общения, но при этом не превращаться в надзирателя, контролирующего каждый шаг. Очень хорошо помогают совместные занятия, семейные поездки, где родители могут наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, видеть, как он взаимодействует с другими. Это даёт гораздо больше полезной информации, чем чтение его переписки.
Также хочу обратить особое внимание на необходимость следить не только за виртуальной, но и за реальной жизнью ребёнка, за его физическим и психическим здоровьем. Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем рост числа детей с задержкой речевого развития, и частично это связано с неправильным питанием. Когда ребёнка кормят преимущественно пюре из баночек, он не учится правильно жевать, что влияет на развитие речевого аппарата. Не менее важно следить за осанкой, режимом дня, организацией рабочего места для выполнения уроков.
– По вашим наблюдениям, влияют ли видеоигры на уровень агрессии у школьников?
– Вопрос неоднозначный и требует дифференцированного подхода. Всё зависит от типа игр, их содержания и времени, которое ребёнок проводит за ними. Обучающие, развивающие игры в разумных количествах – это одно дело. Бесконечные «стрелялки» с элементами жестокости, в которые некоторые дети играют часами, – совсем другое. Мы наблюдаем случаи, когда после таких игр ребёнок не может спокойно усидеть и 10 минут, ему постоянно требуются смена картинки, новые стимулы. Это влияет не только на психику, но и на зрение, осанку, общее развитие. Поэтому так важны разумная дозировка и контроль со стороны родителей за тем, во что и сколько играет их ребёнок.
ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ
– Какая работа ведётся с подростками, оказавшимися в конфликте с законом?
– В нашем регионе внедряется система наставничества для трудных подростков. Мы убедились на практике, что подростку, оказавшемуся на перепутье, зачастую достаточно одного значимого взрослого. Это может быть тренер, школьный педагог, руководитель кружка – тот, кто сможет его понять и направить в нужное русло.
Хорошо зарекомендовали себя летние профильные смены, где так называемые трудные подростки работают вместе с положительными лидерами, перенимая их модель поведения. К сожалению, в последнее время участились случаи, когда и вполне благополучные дети подпадают под влияние криминальных элементов. Особенно тревожит ситуация с вовлечением подростков в распространение наркотических веществ. Преступники цинично используют естественную для этого возраста тягу к рис-ку, желание быстро заработать, их недостаточную правовую грамотность. Когда эти подростки оказываются в СИЗО, у них открываются глаза на последствия своих действий, но часто бывает уже поздно. Поэтому так важна профилактическая работа, особенно в школах.
Был случай в моей практике, когда подросток находился в СИЗО и благодаря нашей работе, рассмотрению всех документов, характеристик, поручительств ему удалось сменить меру пресечения на домашний арест. Это важно. Он выпускник, ему нужно готовиться к ЕГЭ. Да, он оступился. Но не настолько, чтобы находиться в следственном изоляторе. Ему дали шанс – и это правильный подход.
– Как быть, если сам ребёнок представляет реальную угрозу для окружающих?
– В таких сложных случаях у нас есть чёткие алгоритмы действий. Если проблемы связаны с ментальным здоровьем ребёнка, важно в первую очередь уговорить родителей пройти комплексное обследование и необходимый курс лечения, разработать индивидуальную программу сопровождения. Наша задача – создать такую среду, где этот ребёнок не будет представлять опасности для других, но и сам не пострадает. Это кропотливая, сложная работа, требующая участия многих специалистов, но механизмы уже отработаны и дают положительные результаты.
НЕРАЗРЫВНЫЕ СВЯЗИ
– Какие изменения в законодательстве в части защиты прав ребёнка вы считаете назревшими?
– Самые болезненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся, – это когда после развода родителей начинается настоящая «война» за ребёнка, где забывают о его интересах. Закон говорит о равных правах родителей, но на практике важно учитывать мнение самого ребёнка, его психологическое состояние. Эта ситуация напоминает мне библейскую притчу о царе Соломоне: настоящая мать готова отказаться от своих прав, лишь бы ребёнку было хорошо.
Иногда это касается многих детей сразу. У нас, к сожалению, распадаются и многодетные семьи. Ребёнок поставлен в ситуацию тяжёлого выбора, когда он любит и маму, и папу, а ему приходится между ними выбирать. Хорошо, когда хватает мудрости и сохраняются просто нормальные человеческие отношения. Когда бабушки и дедушки этих детей между собой общаются, сохраняя родственные связи. Важно, чтобы при ситуации, когда мужчина и женщина не нашли общего языка или потеряли его, семейные узы, которые связывают с двух сторон родственников, не пали жертвой каких-то амбиций, гонора, несовпадений взглядов. Не всё можно отрегулировать законом.
– Можете вспомнить случаи из практики, которые особенно вас поразили?
– Каждая история, с которой мы сталкиваемся, оставляет глубокий след. Особенно трогают случаи воссоединения семей после долгой разлуки. Недавно мы помогли 17-летнему подростку из новых исторических регионов найти старшую сестру, которая проживает в Крыму. Отец мальчика подпал под влияние бандеровской пропаганды, а сам подросток, видя пример сестры, сознательно тянется к нашей культуре и ценностям. Теперь у него появился реальный шанс начать новую жизнь.
Или истории из детских домов. Когда видишь этих детей, то понимаешь, как важно дать каждому из них шанс обрести на-стоящую семью. И особенно трогательно, когда ребёнка забирают в семью, а он потом просится «в гости» к своим бывшим воспитателям. Это дорогого стоит! Значит, в учреждении работали настоящие профессионалы, которые смогли дать детям не только кров, но и душевное тепло.
– Что для вас означает понятие «счастливая семья»? Какая она?
– Для меня счастливая семья – это не та, где нет проблем и трудностей, а та, где умеют эти трудности преодолевать вместе. Где дети точно знают, что их любят не за какие-то достижения, а просто потому, что они есть. Где родители понимают, что детство быстро заканчивается, а его качество во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. Такие семьи, даже сталкиваясь с проблемами, делают теплее жизнь вокруг себя. У нас в регионе проходит ежегодный конкурс на самую дружную семью. Когда видишь таких людей, действительно хочется брать с них пример. В конечном счёте всё сводится к простой истине: нужно верить в добро и ежедневно стремиться к нему. Ведь дети – это наше будущее. И то, каким оно окажется, зависит от каждого из нас уже сегодня.
блицопрос
– С чего начинается ваш день?
– С молитвы.
– Главная черта, необходимая в вашей работе?
– Сопереживание.
– Любимое времяпрепровождение вне работы?
– Люблю читать. Если есть возможность, то музыку послушать хотя бы чуть-чуть.
– А что из последнего прочитали?
– Я обычно читаю сразу несколько книг. Но у меня всегда рядом Библия лежит, я стараюсь, хотя бы одну главу перечитать. Что касается художественной литературы, очень люблю рассказы Чехова. Из последнего перечитала «Левшу» Лескова.
– А из музыки что слушать предпочитаете?
– Люблю классику. Люблю романсы в исполнении Олега Погудина слушать. Люблю, как поёт наша Крымская филармония. Есть такой прекрасный коллектив «Джаз-рандеву», он мне нравится. И есть прекрасная группа Largo. Очень мне нравится, как поёт хор Сретенского монастыря. У них и песни военных лет, и старинные русские песни. Из классической музыки Свиридова люблю.
– Ваше любимое место в Крыму?
– Очень люблю наш новый собор Александра Невского. Вот там, мне кажется, такое хорошее получилось пространство. А ещё туда можно с экскурсией на колокольню попасть. Нравится Керчь, форт Тотлебен, там с каждым годом всё интереснее и интереснее становится. Тяжёлое, но тем не менее важное место – мемориальный комплекс «Красный».
– Если бы вы всю жизнь могли есть одно блюдо, что бы это было?
– Хлеб.
Дмитрий ПОЛУЭКТОВ