А вы знали, что в историческом центре Кореиза (Севастопольское шоссе, 13) находится непримечательное на первый взгляд старинное здание, которое удивляет своей историей, насчитывающей более ста лет?
Менялся дом, менялась и фамилия…
Из поколения в поколение семье домовладельцев Кирияковых принадлежали дома в центре посёлка, построенные из тёсаного камня. Сегодня они располагаются на Севастопольском шоссе, 13, 15 и 17. Предки Кирияковых были греками, сама фамилия первоначально звучала как Кирьякиди, но со временем претерпела изменения. В своих домах Кирияковы сдавали квартиры внаём, содержали небольшие магазинчики и кофейню – об этом рассказал доктор исторических наук, профессор КФУ имени В. И. Вернадского Олег Романько.
Ещё один интересный момент: Музалёвы, родственники Кирияковых, жили в здании, где сейчас находится СЭС (по адресу Севастопольское шоссе, 25).
– До революции дом был разделён на несколько квартир, в одной из них жил с семьёй Фёдор Панкратьевич Музалёв. Родом из Курской губернии, он был привезён в Крым для работы на строительстве имений. Позже стал звонарём и одновременно сторожем в храме Вознесения Христова, – уточнил историк.
Семейная реликвия
А вот родственниками Музалёвых были участники партизанского подполья в годы Великой Отечественной войны. Известная своими подвигами семья Горемыкиных, чьё имя носит одна из улиц Кореиза, жила неподалёку – на улице Севастопольское шоссе, 32. Их дом стал явочной квартирой для партизан, подпольщиков и их связных.
– Гавриил Иванович проживал вместе с женой Елизаветой Фёдоровной и дочерью Лидией. У Горемыкиных было ещё двое сыновей. Один сын погиб на фронте, когда началась война, а со вторым Гавриил Иванович отправился в горы, они сражались с фашистами в составе Ялтинского партизанского отряда. Изредка по заданию командования Гавриил Иванович приходил из леса домой. Но нашёлся предатель, который выдал Горемыкиных. Фёдор Петрович Музалёв позже вспоминал, что, когда семью Горемыкиных при-ехали ночью арестовывать гестаповцы, Лида успела занести Музалёвым швейную машинку и передать слова отца: «Оставьте пока машинку у себя, ведь это наша кормилица (Елизавета Фёдоровна была швеёй). Если нас отпустят, мы её заберём, если нет – будет о нас на память», – уточнил историк. Семью Горемыкиных повесили на ялтинской набережной 7 января 1942 года, у каждого на груди была табличка с надписью: «За связь с партизанами». Музалёвы до сих пор хранят как семейную реликвию швейную машинку, которую принесла им в ту роковую ночь Лида Горемыкина.
Анастасия ЧЕБАНОВА