Слово в вышине: впервые в Крыму прошёл этап литературного конкурса «Поэтическое многоборье»

Слово в вышине: впервые в Крыму прошёл этап литературного конкурса «Поэтическое многоборье»

Фото автора
Крымская газета
Слово в вышине: впервые в Крыму прошёл этап литературного конкурса «Поэтическое многоборье»
Воскресенье, 28 мая - «Крымская газета».

Две его победительницы представят республику в большом финале в Иркутске уже в сентябре.

«Высший язык»

Организатором мероприятия выступила крымская поэтесса Вероника Гафарова. Пожалуй, прошедший региональный этап конкурса можно уверенно назвать если не лучшим, то одним из лучших творений талантливой крымчанки. А если выражаться на её же поэтическом (и в некоторой степени птичьем) языке, то одним из лучших изданных ею криков. Да-да, именно криков! «Крики Ники» – так автор назвала дебютный сборник стихотворений. Так же нарекла свой масштабный творческий проект, нацеленный на развитие в республике, как бы громко это ни звучало, поэтического движения. Впрочем, в случае с криком громкость – дело если не святое, то неизбежное. И крик этот, подобно гласу вопиющего в пустыне, прозвучал уверенным хором из шести конкурсантов (возраст которых, помимо совершеннолетия, был ограничен 35 годами).

Наиболее зычными и благозвучными строгое, но справедливое жюри сочло поэтические голоса Радмилы Фадеевой, уже получившей определённую известность в качестве артистки Крымского академического русского драматического театра имени Максима Горького, и Ксении Анашкиной, которая совмещает активное увлечение поэзией с освоением профессии хореографа. Надо сказать, что каждая из них на пути к заслуженной победе задействовала арсенал и драматических, и пластических средств. И если конкурсные выступления Радмилы были в прямом смысле сыграны как драматические отрывки, то Ксения в забытых, казалось бы, традициях эвритмии (искусства художественного движения) искусно совместила декламацию с танцевальным номером. Эффектности выступлению придал сценический костюм со светодиодными пиксельными крыльями.

Завоевавшая первое место на крымском этапе «Поэтического многоборья» Радмила Фадеева, студентка Литературного института имени А. М. Горького, признаётся, что для неё поэзия начинается с человека.

– То, что этот человек в себе несёт, то, как он чувствует мир, и есть поэзия, – говорит она. – И мне очень нравится в поэзии то, что мы можем ощущать этот мир всеми органами чувств поэта. И переживать его опыт, поскольку поэта просто нет без опыта. Обычно шутят: чем хуже живёт художник, тем лучше у него произведения. К сожалению, в этом есть доля правды. Конечно, легче всего пишется о страданиях, о каких-либо тяжёлых переживаниях. Поэзия – это высший язык. Когда нам очень хорошо либо очень плохо, нам не хватает средств разговорного языка, чтобы это описать. И тогда в силу вступает поэзия – нечто большее, чем просто слова. И в этом плане настоящий труд – видеть во всём любовь.

«Колыбель поэзии»

Организатор первого в истории этого конкурса крымского этапа Вероника Гафарова рассказала «Крымской газете», как три месяца назад межрегиональное творческое объединение молодых деятелей искусства «Неоклассический синдром», куда она входит, выиграло грант Президентского фонда культурных инициатив. Последний выделил на проведение всероссийского молодёжного литературного конкурса 480 тысяч рублей. Таким образом, ранее проводившийся регулярно в Иркутске конкурс из муниципального вырос до уровня страны. К проведению отборочных этапов вместе с Иркутском присоединились Белгород, Красноярск, Улан-Удэ и Симферополь.

– Таких конкурсов давно (а на моём опыте – никогда) ещё не было в Крыму, – говорит Вероника. – Четыре сложнейших этапа: заготовка, импровизация, теория и спецзадание. Участникам и судьям было непросто. Многоборье подразумевает как раз множество навыков, а не только написание текста. Помимо текста, мы работаем со сценой, с подачей, со слушателями, с инвентарём, импровизируем.

По словам Гафаровой, поэтические мероприятия она организовывает с 2018 года.

– В этом году исполняется пять лет моему авторскому проекту «Крики Ники», – поясняет она. – Тогда же началась и моя организаторская деятельность. Крым исторически был культурным центром, колыбелью русской поэзии. До нас здесь жило и творило много потрясающих авторов. Крым воспевали выдающиеся поэты, в том числе великий Пушкин. Я вижу свою миссию в том, чтобы развивать крымскую поэзию, чтобы привлекать сюда авторов с материка, из других стран, чтобы Крым снова стал точкой притяжения. Мне кажется, потенциал у нас есть. Проводить мероприятие всероссийского уровня крайне волнительно, тем более что в этот раз я была не только организатором и ведущей, но и спонсором регионального этапа, а осенью возглавлю крымскую делегацию. Опыт интересный, новый и крайне волнительный. По два финалиста из каждого региона с руководителями делегаций поедут в сентябре на финал в Иркутск.

Член конкурсного жюри поэт из Севастополя Евгений (Джон) Барулин признался, что за последний год ему нередко приходится судить коллег по поэтическому цеху.

– Но все соревнования при этом остаются для меня делом непонятным, – откровенничает он. – Это всё равно что определять заслуги поэта каким-нибудь званием вроде лауреата премии. Представим себе Александра Блока, например, как какого-нибудь такого лауреата. Это же смешно! И хотя не считаю себя вправе судить других поэтов, соглашаюсь на это в одном только случае: когда речь заходит о молодых авторах. Потому что за них нужно бороться. И когда на проводимых мною поэтических вечерах появляются молодые, я всегда их пропускаю вперёд и оказываю им самую большую поддержку. Поэтому, когда пригласили в жюри этого конкурса, нацеленного на молодёжь, сразу согласился. И не прогадал. Я потрясён! Выступление Радмилы Фадеевой – это хороший Серебряный век! А Ксении Анашкиной, по-моему, не нужны были эти мигающие огоньки, они только отвлекали от текста, который заслуживает пристального внимания. Впечатлила поэтесса из Евпатории Алёна Калинина, представившая тексты, пронизанные духом эллинизма. Кстати, я считаю «Илиаду» Гомера матрицей поэзии. Как справедливо однажды заметила Ирина Одоевцева, есть поэты (великие, гениальные, средненькие, плохонькие) и не поэты. На этом конкурсе собрались поэты, причём разные!

Алексей ВАКУЛЕНКО



По теме