Скульптуры Адамсона в Крыму: от мифов до исторических событий

Скульптуры Адамсона в Крыму: от мифов до исторических событий

Фото автора, Михаила ГЛАДЧУКА и из открытых источников
Крымская газета
Скульптуры Адамсона в Крыму: от мифов до исторических событий
Четверг, 13 ноября - «Крымская газета».

Символическое название, которое дал одной из своих работ скульптор Амандус Адамсон, стало лейтмотивом его творчества. Со дня рождения создателя крымских легенд в бронзе исполнилось 155 лет.

Плывёт кораблик негасимый

Образ «свободной стихии» подарили будущему ваятелю родители – отец, профессиональный моряк, и мать, выросшая на берегу Финского залива. Судьба была немилостива к ним: отец, уйдя в очередное плаванье, пропал без вести, и матери пришлось перебиваться случайными заработками, надолго оставляя сына на попечение бабушки и дедушки. Но мальчишка не унывал. Он увлечённо выстругивал деревянные кораблики и отправлял их по волнам – на поиски счастья.

Учителя в школе качали головами: «Красиво!» Однако оплатить сыну дальнейшую учёбу мать не могла, и тогда упрямый паренёк перебрался из родной Эстляндии в столичный Санкт-Петербург, стал трудиться в столярной мастерской, чтобы набить руку, поднакопить денег и пробиться в Академию художеств. После нескольких попыток его мечта осуществилась.

Блестяще завершив курс обучения, Амандус уехал в Париж совершенствовать мастерство, а по возвращении в Россию окунулся в творческую работу. После создания скульптуры «Последний вздох корабля» об Адамсоне заговорили как о художнике, тонко и зримо показывающем отношения человека и стихии. Запечатлённая в мраморе трагедия передана в виде молодой женщины, изнемогшей в борьбе с волнами: ещё мгновение – и море поглотит и обломки парусника, и прекрасное, ещё наполненное жизнью тело.

Показать душу и волю

Эта идея получила превосходное воплощение в мемориале броненосцу «Русалка», уничтоженному штормом в Балтийском море. Люди до конца боролись за живучесть корабля, проявив несгибаемую силу духа.

В 1902 году в центре Таллина освятили монумент: мощный гранитный пьедестал напоминает боевой корабль, рассекающий волны. Вершину обелиска венчает ангел. Его лик обращён к морю, в поднятой руке зажат крест. Устремлённая ввысь фигура и распростёртые крылья создают впечатление, что божий посланник только что опустился на землю. На постаменте эпитафия: «Россияне не забывают своих героев-мучеников». Здесь же установлены бронзовый барельеф, изображающий гибнущий корабль, лавровый венок и начертаны имена всех членов экипажа.

Глубокий символизм мемориала потряс общественность. И когда император принял решение широко отметить 50-летие обороны Севастополя в Крымской
войне 1853–1856 годов, оргкомитет предложил Адамсону принять участие в увековечивании грандиозного события отечественной истории. Маэстро поручались разработка и изготовление металлических элементов величественного монумента, рассказывающего о последней службе кораблей, перегородивших собой вход в бухту, чтобы не пустить врага на рейд. Многие задумки, реализованные в памятнике броненосцу «Русалка», скульптор творчески повторил в Севастополе.

Памятник затопленным кораблям

Всемирно известный памятник уникален: он стоит не на суше, а в море, посвящён не людям, а кораблям, а его архитектурный облик на первый взгляд никак не напоминает о событии, о котором он рассказывает. Но смысл, сокрытый в монументе, позволил Севастополю пережить все трагедии XX века.

Фото автора, Михаила ГЛАДЧУКА и из открытых источников

Тему, связанную именно с подвигом кораблей, с честью выполнивших поставленную задачу – прикрыть сердце города, воплотил в благородной бронзе Амандус Адамсон.

На капители триумфальной колонны, вырастающей из гранитных глыб, расправил крылья двуглавый орёл, увенчанный царской короной. Могучая птица глядит в море и удерживает в клювах якорь, символ надежды, и венок, сплетённый из лавровых и дубовых листьев, – образ силы и славы. Также со стороны моря был установлен важный элемент – фрагмент мачты, как бы вырастающей из воды. Со стороны набережной поместили барельеф: идущие на дно корабли величественно и грозно скрещивают мачты.

Осенью 1904 года автор специально приехал в Севастополь, чтобы проконтролировать правильность установки элементов памятника. И заодно отпраздновал своё 49-летие, незаметно вырезав в углу плиты: «Скульптор Адамсон».

Воображенью край священный

После участия в Памятнике затопленным кораблям образ Крыма прочно вошёл в сознание художника, и когда к Адамсону обратился князь Феликс Юсупов с предложением украсить его кореизское имение, мастер с удовольствием принялся за новое дело.

Юсупов, один из богатейших людей России, славился не только богатством, но и чудачествами. Он решил населить окружающий виллу парк героями мировой мифологии и местных легенд. По счастью, почти все скульптуры сохранились.

Фото автора, Михаила ГЛАДЧУКА и из открытых источников

В верхней части парка примостился на скале грозный орёл. Грациозная и сильная птица следит за порядком на территории.

На подходах к дворцу вас встречают Сатир и Нимфа. Молва утверждает, что в их облике угадываются черты владельцев имения. Как бы там ни было, персонажи античных мифов выглядят очень человечными. Создаётся впечатление, что автор, подобно Пигмалиону, вдохнул душу в жизнерадостного распутника Сатира и исполненную невинного удивления Нимфу. В зависимости от ракурса и освещения их лица меняют выражение!

Фото автора, Михаила ГЛАДЧУКА и из открытых источников

Реинкарнация русалки

Герои фольклора ожидают любителя прекрасного на мисхорской набережной. К источнику пришла девушка с кувшином, за ней следит спрятавшийся среди камней мужчина. А в море, на скале, возвышается женщина с ребёнком на руках. Только вместо ступней у неё плавники.

Считается, что эта композиция иллюстрирует предание о девушке Арзы, которую разбойник Али-Баба похитил и продал в гарем султана. Не выдержав разлуки с отчим краем, Арзы, уже ставшая матерью, бросилась со своим малышом в море и вскоре появилась в виде русалки у родного берега.

Однако исторические сведения оказываются гораздо интереснее душещипательной истории.

Изваяния на берегу и в море изначально не были связаны между собой единым сюжетом, поскольку находились в разных местах набережной и, самое главное, иллюстрировали совершенно разные культуры – мировую античную и региональную средневековую. Об этом пишет Феликс Юсупов-младший: «Вдоль берега стояли бронзовые фигуры – персонажи крымских легенд. За скалой пряталась древнегреческая наяда. Если бурей её сносило, немедленно воздвигали новую».

Как и положено в сказках, морская дива прожила несколько жизней. В самом начале XX века она была одиноким водным божеством из античной мифологии. С рождением сына субтильная наяда превратилась в дородную славянскую русалку. И перебралась на другое место, подальше в море.

А если говорить серьёзно, то старые открытки позволяют установить, что на протяжении 120 лет Мисхор украшали три или четыре ундины. Две из них сохранились: самая молодая по-прежнему радует отдыхающих, а её прародительница, изрешечённая пулями во время Великой Отечественной войны, нашла приют в ялтинском музее «Поляна сказок».

Печальной будет эта песня

Воплощая героев романтической истории, дотошный скульптор уделил особое внимание проработке деталей. Так, одежда Арзы и Али-Бабы полностью соответствует этнографическим описаниям южнобережных татар. Гугум – традиционный медный кувшин для переноски воды – подлинный. И родник тоже был настоящим, с прекрасной водой, пока его окончательно не загубили во время очередной реконструкции набережной.

Бедняжке Арзы не повезло, к сожалению, не только в легендарной, но и в бронзовой жизни. На одной из открыток хорошо видно, что когда-то у девушки были тонкие косички. Серьги в ушах тоже исчезли. Время от времени злоумышленники нагло воруют кувшин.

Зато Али-Баба сохранился во всей коварной красе. Видно, что автор ваял разбойника с особым вдохновением. И, гордый своим творением, размашисто вырезал у злодея на спине: «Адамсон 1905».

За особую выразительность и пластичность современники назвали крымские шедевры виртуоза «скульптурной поэмой». Вскоре после окончания работ Адамсон получил почётное звание академика Императорской академии художеств.

Иван КОВАЛЕНКО, крымовед.

Читайте также: Крымские мотивы в произведениях Ивана Бунина



По теме

Читаемое