В России достаточно стремительно развивается инфраструктура для автомобильного электротранспорта. К примеру, недавно пять новых зарядных станций для электромобилей (ЗЭС) появилось в Севастополе. Таким образом, их общее число в регионе достигло 31. С нового года в РФ для доступа к господдержке быстрые зарядные станции (для зарядки за полчаса) будут оснащать отечественным программным обеспечением.
Эффективнее и больше
Государство субсидирует затраты предпринимателей и юрлиц на установку быстрых зарядных станций для электромобилей по линии госпрограммы развития энергетики. Субсидии компенсируют до 60% затрат (не более 1,86 млн рублей) на приобретение устройства зарядки и до 30% (не более 900 тысяч рублей) затрат на её техническое присоединение к электросети. Согласно приказу Минцифры с 1 января 2025 года для получения господдержки ПО для зарядных станций и систем управления ими должно быть российским и поддерживать продвинутые версии протоколов OCPP (не ниже 2.01) и OCPI (не ниже 2.2.1).
В начале года вопрос расширения зарядной инфраструктуры обсуждался на совещании с участием тогда ещё первого вице-премьера Андрея Белоусова, позже возглавившего Министерство обороны, представителей Мин-экономразвития, Минпромторга, Минэнерго и Минстроя. В Мин-экономразвития тогда сообщили, что сеть быстрых зарядок в 2024 году планируется расширить до 65 регионов, установив более 1 437 ЗЭС. «В 2023 году мы перевыполнили первоначальные планы: накопленным с 2022 года итогом произведено 9,74 тысячи единиц электромобилей (план – 9,2 тысячи), установлена 1 151 быстрая ЭЗС (план – 1 136 штук)», – уточнили в ведомстве. В Мин-экономразвития добавили, что за последние два года две очереди быстрых зарядных станций ввели в 36 регионах.
На упомянутом совещании Белоусов акцентировал внимание на необходимости повышать эффективность и количество зарядок.
– В 2024 году речь идёт о двукратном увеличении сети и двукратном увеличении количества регионов, в которых создаётся быстрая зарядная инфраструктура, – отметил он. – Количество быстрых зарядных станций к концу 2024 года должно увеличиться до более чем 2,5 тысячи.
Развивать и использовать
Создание инфраструктуры для электромобилей предусмотрено утверждённой Правительством РФ в 2021 году концепцией развития производства и использования электротранспорта. Последняя предполагает, что доля выпускаемых в стране электромобилей к 2030 году должна дойти до 10% от общего объёма производства. Планируется, что к тому времени в стране будет запущено 72 тысячи зарядных станций, в том числе 28 тысяч быстрых.
Пилотный проект по созданию зарядной инфраструктуры для электромобилей стартовал в 2022 году. В 2024 году в нём участвует 65 российских регионов.
В Крыму с 2019 года действует кластер производства электротранспорта. Он объединяет более двадцати предприятий по производству электротранспорта и комплектующих для него. Летом прошлого года республиканский центр «Мой бизнес» создал ин-терактивную карту зарядных станций для электромобилей (elektrokarta.ru).
В Севастополе, где появилось ещё пять электрозаправочных станций, в следующем году планируют установить 15 ЗЭС, в Крыму – 20. Новые станции в Севастополе оборудовали тремя пистолетами постоянного тока, что позволяет одновременно заряжать до трёх автомобилей мощностью до 150 кВт. Время зарядки составляет от 15 до 30 минут. Управлять процессом можно через мобильное приложение. Ожидается, что новые ЗЭС на полуострове значительно расширят возможности как для крымчан, использующих электромобили, так и для гостей полуострова, которые планируют посетить Крым на экологически чистых транспортных средствах.
Кстати
По данным агентства «Автостат», в 2023 году в России продали около 14,5 тысячи новых электромобилей – почти в пять раз больше, чем годом ранее. С ростом популярности электромобилей увеличивается и спрос на электрозаправочные станции. На середину декабря прошлого года в стране насчитывались 3 783 публичные станции, а в течение 2024-го планируется ввести в эксплуатацию ещё 1 437.
Сказано
Генеральный директор ПАО «ЕвроТранс» Олег АЛЕКСЕЕНКОВ:
– В настоящий момент мы наблюдаем повышенный спрос на услуги электрозаправочных станций, поскольку наши быстрые (150 кВт) зарядные устройства позволяют сократить процесс зарядки до 20 минут, что превратило электромобиль из роскоши в нормальное средство передвижения, не требующее длительной зарядки в течение пяти-шести часов. В результате сейчас, с учётом роста спроса на продукцию магазинов и кафе, эффективность проекта сравнялась с эффективностью АЗС.
Василий АКУЛОВ