Почему Швейцарский поход Суворова удивил весь мир

Почему Швейцарский поход Суворова удивил весь мир

В. И. Суриков
Крымская газета
Почему Швейцарский поход Суворова удивил весь мир
Суббота, 21 сентября - «Крымская газета».

Поход, изумивший Европу 225 лет назад начался знаменитый Швейцарский поход Суворова.

Всего лишь дважды в истории многотысячным армиям удалось преодолеть Альпы. Впервые это сделал в III веке до н. э. карфагенский полководец Ганнибал, вторгшийся в Италию и в течение шестнадцати лет наводивший страх на Рим своим присутствием на Апеннинском полуострове. Второй раз Альпы перешло в обратном направлении русское вой-ско под предводительством Александра Суворова. Поход, начавшийся 21 сентября (по новому стилю) 1799 года, мог бы завершиться катастрофой, но суворовские чудо-богатыри изумили Европу и ещё раз доказали, что ни им, ни их гениальному полководцу в ту пору не было равных!

Причины и цели похода

После прибытия Суворова в Италию в 1799 году под его командованием оказались, кроме русского корпуса, и все находившиеся на полуострове австрийские войска. Гений военного искусства в кратчайшие сроки разгромил французские армии во главе с их лучшими генералами. Северная Италия вернулась под протекторат Австрийской империи.

Вместе с тем в венских правительственных кабинетах возникла большая обеспокоенность усилением на Апеннинском полуострове российского влияния. Присутствие там прославленного на всю Европу полководца с 20 тысячами наших солдат стало для австрийцев нежелательным фактором. Корпус Суворова интриганы из гофкригсрата (придворного военного совета) решили убрать из Италии, отправив его на наиболее опасный участок.

Председатель гофкригсрата Франц фон Тугут вывел из подчинения Суворову почти всех австрийских солдат и офицеров – уж очень уважали они нашего полководца за то, что под его командованием громили турок и французов. Александр Васильевич к тому же не стеснялся издевательски отзываться о гоф-кригсрате, его методах ведения войны и практике командования из кабинетов, находящихся за сотни километров от театра боевых действий.

В итоге Суворов получил приказ идти с русскими солдатами в Цюрих на соединение с прибывшим туда из России корпусом Александра Римского-Корсакова. После объединения корпусов под началом Суворова должно было оказаться около 50 тысяч человек. С ними ему предписывалось вторгнуться во Францию.

До прибытия Суворова австрийская армия эрцгерцога Карла была обязана оставаться у Цюриха, дабы Римский-Корсаков не подвергся там нападению превосходящих сил врага. Австрийцы однако нарушили это обязательство…

Вопреки всему

К началу похода в корпусе насчитывалось примерно 21,5 тысячи человек, в том числе 4,5 тысячи австрийцев под командованием Франца Ауфенберга. Их гофкригсрат вынужден был оставить Суворову по той причине, что русские солдаты не имели никакого опыта боевых действий в горах. Обещанных австрийцами мулов для перевозки снаряжения и припасов пришлось ждать пять долгих дней. Да и вместо 1 430 мулов было доставлено чуть более 600. Но ожидать остальных уже не было никакой возможности! Пятидневная задержка и так вскоре обошлась очень дорого!

Неудачным оказался и сам путь через перевал Сен-Готард, предложенный австрийцами как кратчайший. Суворов позже признавал, что согласился на этот маршрут «больше по доверию, чем по убеждению». Он полагался на хорошее знание местности австрийскими офицерами, однако они, не имея злого умысла, сами оказались недостаточно компетентны.

21 сентября (по новому стилю) 1799 года войско выступило в поход и вскоре начало подъём на Сен-Готард. Его обороняли крупные силы французов (до девяти тысяч бойцов), но перед натиском суворовских чудо-богатырей они не устояли. Врага удалось отбросить. Затем последовал целый ряд боёв, в том числе и знаменитая битва за Чёртов мост. Русские солдаты и офицеры, вновь и вновь демонстрируя чудеса храбрости, неуклонно продвигались вперёд. Но затем горная дорога вообще закончилась!

7-2имакнг.jpg

Далее лежало Люцернское озеро, контролируемое французской флотилией. Обойти его можно было по одной из двух тропинок, на австрийской карте обозначенных как пешеходные, однако проводники не рекомендовали эти тропинки даже для малой группы путников! Но надо было идти дальше.

Не приспособленная для ходьбы по горам обувь скользила по мокрой глине, рыхлому снегу и осыпающимся камням. Вдобавок ко всему зарядил дождь. До Муотенской долины добрались с огромным трудом. А тут армию ждало страшное известие о разгроме корпуса Римского-Корсакова! Это означало катастрофу. У Суворова оставалось менее 20 тысяч бойцов. У противника в Швейцарии – вчетверо больше! К тому же возглавлял французов смелый и талантливый полководец Андре Массена.

Узнав, что гофкригсрат из-за французского обманного наступ-ления на Рейне повелел эрцгерцогу Карлу идти туда с главными силами (Суворов назвал эти действия «верхом предательства»), Массена решительно атаковал и разбил корпус Римского-Корсакова, а вслед за ним и не пришедший на помощь русским 23-тысячный австрийский корпус Фридриха фон Готце. Потерянные в ожидании мулов пять дней не позволили Суворову вовремя оказаться на месте событий и предотвратить разгром!

Окружены!

Ситуация сложилась настолько критическая, что Массена хвастливо обещал взятым в плен у Цюриха русским офицерам и генералам вскоре пополнить их общество фельдмаршалом и наследником престола (с Суворовым находился сын императора – Константин Павлович).

Состоялся военный совет. Собравшиеся заверили, что армия либо победит, либо вся ляжет костьми, но не опозорит своего великого командующего! Поблагодарив генералов, Суворов выразил уверенность в том, что вскоре будет одержана двойная победа: и над противником, и над коварством союзников-австрийцев. Так оно и случилось!

Прорвав сильные заслоны, запиравшие выход из долины, армия Суворова разбила французов и, преодолев напоследок опаснейший перевал Паникс, к изумлению всей Европы, благополучно вышла из окружения. «За одно такое отступление я готов отдать все свои победы!» – заявил впоследствии Массена. Уж он-то знал, о чём говорил! Ведь, среди прочего, в Муотенской долине 15 тысяч бойцов под его командованием были разгромлены нашим семитысячным арьергардом, а сам Массена чудом избежал
плена.

Сергей КОЛДИН



По теме