Шаг за шагом
Шаг за шагом
17 марта 2021 - 14:14 Фото: Михаил Патлис
Шаг за шагом 17 марта 2021 - 14:14
Ольга Нагорная

 

За 2021-2025 годы в Крыму по федеральной целевой программе будет построено более 160 социальных объектов.

Среди них – детские сады, школы, поликлиники, другие социальные объекты, которых ждут крымчане. А кроме этого, в рамках обновлённой программы развития республики построят четыре дороги, примыкающие к новой федеральной трассе «Таврида». В целом дорожной сети Крыма и Севастополя будет уделено особое внимание. В Севастополе продление действия ФЦП позволит ввести в строй дополнительные объекты. Запланированы мероприятия по очистке стоков на КОС «Южные», снижению водопотерь, разведке дополнительных скважин и опреснению морской воды.

Напомним, сегодня 506 объектов по ФЦП находятся в стадии реализации. При этом в 2020 году кассовое исполнение плановых показателей ФЦП в Республике Крым достигло рекордной планки с момента возвращения полуострова в состав РФ: освоено 63,6 миллиарда рублей (97%).

Всего семь лет прошло с начала новой эры в жизни полуострова, когда крымчане сказали своё твёрдое «да» возвращению домой. Как видим, за этот короткий срок Крым, который прежде финансировался по остаточному принципу, узнал, что такое большая стройка и возрождение инфраструктурных объектов. Достаточно сказать, что в программу ФЦП, которая за несколько лет претерпела несколько редактур, входит порядка тысячи объектов. По данным Дирекции по управлению ФЦП, 376 объектов завершены. Строительство и реконструкция объектов по ФЦП шаг за шагом возвращают курорту статус цивилизованного региона.

 

МОСТ В БУДУЩЕЕ

Среди первых знаковых объектов, которые вошли в новую историю Крыма, особенно выделяется Крымский мост.

Строительство транспортного перехода через Керченский пролив стало рекордом для отрасли и спасением для Крыма, когда ему грозили блокадами. Крымский мост общей протяжённостью 19 км является самым длинным из когда-либо построенных Россией мостов и нередко называется самым длинным в Европе. Но при этом он сделал Крым ближе к материку, обеспечивая его транспортную и продуктовую безопасность, а также сделав его более доступным для туристов. Мост, как помним, строился в фантастически короткие сроки и стал не просто мировой достопримечательностью, но и ключевым элементом интеграции полуострова в Россию.

 

СВЕТ КРЫМА

Для энергозависимого Крыма строительство энергомоста стало спасительным. Он включил в себя строительство двух электрических подстанций на территории Краснодарского края, строительство линий электропередачи, а также прокладку четырёх линий подводного кабеля мощностью 220 киловольт через Керченский пролив. 2 декабря 2015 года Президент РФ Владимир Путин дал старт первой нитке энергомоста. 15 декабря была запущена вторая нитка. Общая мощность составляла 400 мегаватт. Третья нитка, на 200 мегаватт, была введена 14 апреля 2016 года. 11 мая 2016 года в Крыму была запущена четвёртая, последняя нитка энергомоста. Энергомост ввиду чрезвычайных обстоятельств был введён в Крым на полтора-два года раньше, чем планировалось.

Фото: rostec.ru

ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОСТЬ

На преодоление энергодефицитности Южного федерального округа также было нацелено масштабное строительство в 2018-2019 годах двух новых ТЭС: Таврической (Симферопольская ПГУ-ТЭС) и Балаклавской ТЭС (Севастопольская ПГУ-ТЭС). Строительство и модернизация этих объектов по производству электрической, тепловой энергии позволяет обеспечить энергонезависимость региона, а также стабильное снабжение потребителей электроэнергией.

 

ПОД КРЫЛОМ САМОЛЁТА

Новый терминал международного аэропорта Симферополь принял первых пассажиров весной 2018 года. Объект площадью 78 тысяч квадратных метров и стоимостью 32 миллиарда рублей построен в рекордные сроки – менее чем за два года. Аэропорт может обслуживать 3650 пассажиров в час и 6,5 миллиона пассажиров в год. В аэровокзальном комплексе действует 55 стоек регистрации, восемь подвижных телетрапов, восемь выходов к перронным автобусам. Также в терминале предусмотрены 16 эскалаторов и 28 лифтов.

Фото из архива «Крымской газеты»

Ныне строится новая взлётно-посадочная полоса, которая сможет принимать самые большие самолёты типа Boeing 747 и Аirbus А330.

 

НОВЫЙ УРОВЕНЬ МЕДОБСЛУЖИВАНИЯ

В прошлом году в республике открыт новый многопрофильный республиканский медицинский центр ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница имени Н. А. Семашко». Крупнейший медцентр в Крыму с современнейшим оборудованием построен более чем за 9 млрд рублей. Здесь больше двадцати специализированных отделений, в том числе отделения лучевой диагностики, реанимации и интенсивной терапии, неврологии и кардиологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, ревматологии, сосудистой хирургии и нейрохирургии, урологии и оперативной гинекологии, отделения для лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции, эндоскопическое, операционное и другие.

Фото: Наталья Сомова

Комплекс зданий включает 13-этажный лечебно-диагностический корпус общей площадью свыше 58 тысяч кв. м, поликлинику на 250 посещений в смену, стационар на 730 коек, пищеблок, кислородно-газификационную станцию, котельную, вертолётную площадку.

 

«ТАВРИДА» БЕЗ ПРЕПЯТСТВИЙ

Трасса «Таврида», новая транспортная артерия, связала Керчь, Феодосию, Белогорск, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь. Работы по строительству главной дороги Крыма стартовали в мае 2017 года. Уже 27 августа 2020 года рабочее движение по «Тавриде» лично открыл Президент России Владимир Путин. После трёх лет строительства путепроводов и транспортных развязок главная дорожная артерия Крыма соединила Керчь и Севастополь четырьмя полосами дороги. «Таврида» включает в себя 250 километров идеально ровной четырёхполосной дороги, 18 транспортных развязок, 15 мостов. Полная стоимость строительства трассы составила порядка 166 млрд рублей.

 

«АРТЕК» НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Масштабная реконструкция знаменитого детского лагеря началась осенью 2014 года. Уже в 2015 году, когда «Артек» отметил своё 90-летие, было реконструировано шесть лагерей из десяти – «Лазурный», «Янтарный», «Хрустальный», «Морской», «Речной» и «Озёрный». В июле 2020 года был одобрен очередной этап реконструкции детского лагеря.

Фото: artek.org

Проектом предусмотрены работы на территории лагеря «Морской» МДЦ «Артек». В частности, запланирован ремонт и благоустройство пляжной зоны, строительство здания спасателей и медперсонала, двух санитарных блоков, реконструкция гидротехнических сооружений и локальных очистных сооружений. Также здесь возведут сооружения инженерной защиты, реконструируют буны и устроят лестнично-пандусные спуски. Кроме того, реконструкция берегоукрепительных сооружений предусматривает отсыпку пляжа и установку новой волноотбойной бетонной стены длиной 387 м. Появится пешеходная набережная с навесами от солнца.

ВОДА НА ОЧЕРЕДИ

Крым сегодня последовательно решает проблему вододефицита. В конце 2020 года финишировало строительство Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов, которые необходимы для обеспечения водой востока полуострова. Водозаборы предусматривают сбросы воды также в Северо-Крымский канал. Строительство объектов протяжённостью 223,1 км и мощностью 195 тыс. м3/сутки велось с 2018 года. Цена контракта составила более миллиарда рублей.

Уточним, что первый этап строительства подземных водозаборов начался в декабре 2014 года. Параллельно ведётся строительство водовода на восток Крыма. После окончания строительства водовода объём поставляемой в Феодосию, Керчь и ряд других населённых пунктов воды составит 195 тыс. кубометров в сутки.

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Севастополь может похвастаться тем, что благодаря ФЦП в городе появились второй корпус Инженерной школы, детские сады на Северной стороне и в посёлке Орлиное, новые котельные и тепловые пункты, выполнена газификация трёх сёл, завершены 7-й этап строительства трассы «Таврида» и подъездная дорога к аэропорту Бельбек, сдан многострадальный дом для депортированных жителей, заложенный ещё в 2007 году. Кроме того, возведён первый объект медицинского кластера на Фиолентовском шоссе и др.

В 2020 году Севастополь впервые выполнил работы на 13 миллиардов рублей. А в нынешнем получит по ФЦП 19 миллиардов рублей. Запланировано строительство сразу 80 объектов, 32 из них должны быть готовы к концу года. Основные объекты, к которым приступают подрядчики, – это 8-й этап трассы «Таврида» с двухуровневой развязкой на Ялтинском кольце, больница скорой медицинской помощи и онкологический диспансер в составе медкластера, а также канализационные очистные сооружения «Южные». Для очистных сооружений, как известно, решено предусмотреть вторую очередь и построить также резервуары с технической водой.