Когда мы узнаем вкус новейшего сорта ялтинского лука, чем наши пчёлы «круче» и хватит ли хлеба крымчанам - интервью

Когда мы узнаем вкус новейшего сорта ялтинского лука, чем наши пчёлы «круче» и хватит ли хлеба крымчанам - интервью

Фото предоставлено героем публикации
Крымская газета
Когда мы узнаем вкус новейшего сорта ялтинского лука, чем наши пчёлы «круче» и хватит ли хлеба крымчанам - интервью
Пятница, 24 марта - «Крымская газета».

Когда мы узнаем вкус новейшего сорта ялтинского лука и чем наши пчёлы «круче», чем насекомые, ставшие в Европе кулинарным «изыском»?

Об этом и многом другом нам рассказал директор ФГБУН «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма», член-корреспондент РАН Владимир Паштецкий. 

Хлеб с молоком

– НИИ сельского хозяйства – мозг крымской аграрной науки, не так ли? 

– Дело даже не в том, что мозг, а в том, что это, по сути, научно-производственный центр. В 2012 году все разрозненные сельскохозяйственные филиалы и институты объединили в Институт сельского хозяйства. Он стал заниматься сельскохозяйственными, биологическими и техническими науками: растениеводством и земледелием, селекцией и семеноводством, всеми направлениями исследований, связанных с эфиромасличными и лекарственными культурами, овощеводством, микробиологией, механизацией и мелиорацией.То есть всем, что актуально для Крыма. 

В 2014 году после вхождения Крыма в состав России учреждение было реорганизовано в ФГБУН «НИИСХ Крыма» – многопрофильный научный центр, способный полностью сопровождать весь агропромышленный комплекс Крыма и предлагать свои научные разработки для внедрения на территории республики и юга России. 

– Какие у Крыма болевые точки в теме продовольственной безопасности?

– Чтобы регион не был зависим от поставок, самое ценное – это, конечно же, всё, что связано с зерновыми. При любых погодных условиях хлеба в Крыму должно хватать крымчанам, гостям и для местного животноводства. Это главное. Конечно, есть те продукты, которыми мы на сегодняшний день не можем себя обеспечивать. Однозначно мы не можем обеспечить себя в полном объёме молоком, говядиной, а прежде не могли и рисом (сейчас уже будет по-другому). Есть проблемы с тепличными овощами, которые завозятся зимой. Но тем не менее ситуация под контролем Министерства сельского хозяйства РК, все вопросы решаются.  

Прогнозы делать рано?

– В прошлом году в Крыму был отличный урожай. Сегодня аграрии говорят о сухой весне… Какие прогнозы на новый сезон? 

– Никогда не занимался прогнозами. Есть очень хорошие слова, что важно не сколько вырастил, а почём продал. Мы должны сегодня не просто говорить о вале продукции, а понимать, что каждый предприниматель, фермер – это бизнесмен. Ему нужно рассчитаться за землю и электроэнергию, купить технику и всё остальное, есть множество затрат. И поэтому вырастить нужно то, что даст ему доход. То есть поднимать сельское хозяйство – это не просто получить «вау-урожай» и радоваться. Каждый регион должен вести разговор о том, сколько он на этом заработал, сколько переработал на месте, какую продукцию произвёл из пшеницы, ячменя и из всех остальных культур для того, чтобы это стало хорошим бизнесом. И когда мы будем воспринимать сельское хозяйство как бизнес, тогда у нас дела пойдут в два раза лучше, если учитывать возвращение в Крым воды. Сельское хозяйство Крыма – это бизнес, только так.

– Ну понятно, что если аграрий смог уйти в плюс, то и на следующий год он сможет побороться за урожай… 

– А если наука ему подсказала, как заработать, то вот вам и важность науки в этом случае. А наш институт сегодня подсказывает аграриям, что, например, биологизация земледелия – это суперперспективное направление. Экологически чистые и дешёвые удобрения!

– Помню, уже в 2015 году писали, что это прорывная технология и такие биопрепараты Крым будет продавать в Африку. Верно?

– К сожалению, поездка, которая планировалась, не состоялась, нам не дали визы на тот момент. Но сегодня наши сотрудники по этому вопросу приглашены в Китай. Думаю, в течение месяца представители института будут обсуждать эти вопросы в Поднебесной. Я разговаривал и с замминистра сельского хозяйства Киргизской Республики, интерес есть. Почему его раньше не было? Потому что всё, что мы нарабатывали, оставили той стране, а здесь, особенно за последние пять лет, мы сделали новые, очень хорошие микробиологические препараты, которые патентуем. Они уже российского производства. Их будет делать производитель, который заключит договор с институтом.

– А чем эти препараты для удобрения так заинтересовали производителей?

– Я экономист, люблю цифры. Так вот, сегодня производителям рекомендуется вносить азотных удобрений до 150 кг на гектар. Любое азотное удобрение стоит около 3-4 тысяч рублей на гектар. Мы же предлагаем на гектар свой микробиологический препарат за 500 рублей. Есть разница?  

В прошлом году в Крыму мы проводили опыты на рисе, дали микробиологические препараты в четыре рисовых хозяйства. То есть предприниматель высевал рис по своей технологии, вносил азот и всё, что он считал нужным, а рядышком мы провели опыты на его же полях, где аграрий ничего не вносил, а применял только 100 мг нашего препарата на один гектар. В результате урожай риса в Нижнегорском районе возрос на 2,7-8 ц. Рис сегодня стоит 35-50 тысяч за тонну. Берём увеличение урожая даже в среднем на пять центнеров с гектара. Получается, аграрий заработал порядка 20 тысяч руб-лей на каждый гектар благодаря тому, что внёс эти 100 мг нашего препарата. Здесь не нужно никого уговаривать, здесь бизнес делает своё дело.

В этом году у нас уже заказывают препаратов на тысячи гектаров на пшеницу, ячмень, сою, горох и т. д. Почему? Очень всё просто: люди верят или хотят проверить, действительно ли можно частично отказаться от химических удобрений, которые очень дороги. Ведь дешевле заплатить за биологизацию! Мы сейчас вступили в такую стадию внедрения наших разработок в Крыму, Краснодаре, Ростове, Белгороде и Подмосковье. В 16 регионах России идёт апробация наших препаратов.

Слаще не бывает

– Все говорят, что Крыму нужны новые устойчивые  сорта самых разных культур ради продовольственной без-опасности и полноценного импортозамещения. Чем может похвастаться институт? 

– Только в этом году будут высеваться два новых сорта пшеницы, выведенные совместно с АНЦ «Донской». За последние годы 19 новых сортов эфиромасличных культур вошли в Государственный реестр селекционных достижений Российской Федерации. Например, два сорта душицы (орегано) – единственные сорта в стране, где ценные компоненты тимол и карвакрол в составе эфирного масла составляют более 75%! Эти фенолы по своим свойствам превосходят многие существующие антибиотики и антигистаминные препараты. 

Кстати, до 1 мая мы должны представить в комитет Госсовета РК Программу развития эфиромасличной отрасли Крыма до 2030 года. Программа нацелена на то, чтобы за 8-10 лет вернуться к объёмам производства и переработки эфиромасличных, которые были в Крыму в 80-90-е годы прошлого столетия. 

Также сегодня наши овощеводы создали единственные в стране два сорта чёрного тмина. В этом году запланированы новый сорт кориандра и новый сорт чеснока. И это далеко не весь список. Поэтому сегодня наука выполняет свою работу. 

– Новый сорт чеснока выводился под крымские погодные реалии?

– Конечно! Многие знают, что каждый день нужно съедать по зубку чеснока и не надо больше никаких витаминов, ничего, потому что в чесноке есть практически всё, что нужно организму. 

Кстати, думаю, в этом году зарегистрируем и новый сорт знаменитого сладкого лука ялтинского сортотипа. Он ещё слаще, чем прежний! Напомню, что абсолютно все сорта ялтинского лука – это сорта нашего института. Будет и новый сорт тыквы, который даёт более 100 тонн продукции на гектар. А если вспомнить, что каротина там в четыре раза больше, чем в моркови, то тыквенные соки для здоровья могут быть на вес золота.

– Активно ли сейчас патентуются находки и изобретения института?  

– Трудно по памяти назвать цифры, но каждая наша научная разработка сегодня должна быть зарегистрирована на государственном уровне, то есть заканчиваться патентом и обязательно внедрением на территории Республики Крым. Ставится такая задача. Патент идентифицирует новизну и актуальность продукта. Если нет патента, значит, это не ново. 

Новая коллаборация

– А как боретесь с дефицитом научных специалистов? Как их вообще привлечь в сферу сельского хозяйства? 

– Дефицит специалистов в науке есть. И у нас два направления, куда бы мне хотелось, чтоб быстрее пришла молодёжь. Это генетика и биоинформатика и переработка эфиромасличных культур. Двоих человек обучаем сейчас в Краснодаре в аспирантуре, получим молодых кандидатов наук, переработчиков. Если говорить об институте, то у нас сегодня около 50% научных сотрудников являются молодыми учёными, они младше 39 лет. Это очень хороший показатель. Мы к этому готовились. За последние три-четыре года у нас защитили кандидатские диссертации 16 человек. За два года открыто две молодёжных научных лаборатории, в каждой из которых работают по 10 научных сотрудников. Планируем забирать специалистов со студенческой скамьи, как забираем сейчас студентов, обучающихся по направлению «агроинженерия».

В этом году также открыта молодёжная лаборатория ПЦР. Туда нужны специалисты, их очень мало в стране. Это специалисты-генетики, которые проводят молекулярно-генетические исследования. В Крыму проблема с дорогостоящим оборудованием и с квалифицированными кадрами. Но мы совместно с Севастопольским гос-университетом открыли лабораторию, где помещения наши, а дорогое оборудование для проведения генетических исследований (ПЦР) закупает университет. Мы даже сделали небольшое общежитие, чтобы их лучших специалистов-магистров привлекать в эту ПЦР-лабораторию. 

Как видите, мы открыли в науку прямой путь со студенческой скамьи и призываем молодёжь переходить на площадку ПЦР-лаборатории. Как раз здесь в этом году открываем первую на юге России аспирантуру по микробиологии. То есть студент, пройдя два года работы, имеет возможность у нас в центре поступить в аспирантуру и стать кандидатом наук. Наша задача – выбрать лучших студентов-биологов со всего Крыма, чтобы за несколько лет сформировать мощнейшую и новейшую лабораторию из молодёжи. Это первый в стране проект, скажем так, коллаборация, когда федеральный академический институт (это мы) и образовательный университет объединили усилия для создания совместной лаборатории.

Правильные пчёлы

– А как вы смотрите на европейский тренд, активно призывающий переходить на продукты, в которые примешивается мука из всевозможных насекомых?

– Пока мы не имеем такого опыта, а потому ничего сказать не можем. Наука должна провести исследования, чтобы что-то утверждать. Насекомые – это что? Если это хитин, нужный организму, так пожалуйста – есть пчёлы и различные продукты пчеловодства. У пчелы самая высокая организация труда, до которой нам ещё далеко. Поэтому мёд и другие продукты пчеловодства – вот это действительно тема. 

В 1923 году археологи нашли в гробнице Тутанхамона сосуды, в которых тысячи лет пролежал мёд. И он каким был, таким и остался. К тому же по своему химическому составу мёд близок к химическому составу человеческой крови. 

Поэтому, честно говоря, мух и комаров бы не трогал. Как говорится, пускай летают. А вот со-здать большую работоспособную Ассоциацию пчеловодов Крыма – вот это было бы дело. Может быть, в Европе пчёл нет? А там действительно с ними проблема, потому они насекомых собирают. Но нам-то зачем смотреть на Европу? У нас, слава богу, всего хватает.

Блицопрос 

–За что вы можете забанить человека в соцсетях?

– Если он поступает непорядочно, если он информацию искажает таким образом, что её можно назвать враньём. 

– Выигрывали ли вы в лотерею?

– Ни разу. И не стараюсь. Я считаю, что это всё обман. Чтобы иметь кусок хлеба, его нужно заработать.

– Какую книгу хотели бы перечитать, если бы было свободное время?

– «Крымский калейдоскоп» Виктора Сергеевича Тарасенко, который выпустил её к своему 80-летию. Книга очень меня удивила и зажгла. И я благодарен, что люди оставляют такие работы. По ним и через 50, и через 100 лет Крым будет учиться. 

– Есть ли в Крыму ваше «место силы», где вы восстанавливаетесь энергетически?

– Город Саки, горы, Севастополь. Саки люблю из-за того, что здесь водный источник (бювет), к которому иду, когда что-то не так. Здесь можно подумать и помолиться. 

– Какой спорт вам нравится?

– Я морской пехотинец, поэтому для меня спорт – это вся жизнь. Сегодня не хватает времени на спортивные мероприятия, но есть беговая дорожка, чтобы держать себя в форме.

– Какое ваше любимое блюдо?

– Драники и вареники с творогом со сметаной.

Ольга НАГОРНАЯ



По теме