
Так афористично выразился Михаил Воронцов по поводу создания своей резиденции на Южном берегу Крыма. Слова «преобразователя Тавриды» можно в полной мере отнести и к реконструкции, которую переживает Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.
В гармонии с миром
Утренние лучи солнышка скользнули по башенкам и погладили беломраморных львов. Они лениво потянулись: реставрационные работы близятся к завершению – значит, скоро нагрянут туристы.
«Цари зверей» прибыли из Италии в 1848 году и ознаменовали завершение грандиозного строительства, которому владелец Алупкинского имения отдал более четверти жизни.
В 1823 году Михаил Воронцов вступил в должность генерал-губернатора Новороссии. Отныне он становился полновластным управителем огромной территории Северного Причерноморья. Крупнейшему помещику России предстояло явить в этом слабо освоенном регионе, протянувшемся от Бессарабии до Крыма, образец рачительного хозяйствования. Он занимается овцеводством, организует рыбацкие артели, выращивает виноград, изготавливает вино. И начинает задумываться о семейном гнезде.
Личное богатство позволяло графу приобрести землю в любом уголке полуострова. Однако он, памятуя о поставленной императором задаче – навести порядок в Тавриде, выбирает для будущего дома местность, олицетворяющую первозданный Хаос. Крутой скалистый склон горы Ай-Петри близ крохотного селения Алупка отлично подходил для воплощения амбициозной идеи.
Нарисуем – будем жить
Для главного здания уже заложили антисейсмический фундамент – каменные плиты, скреплённые свинцом, – и приступили к разработке месторождения диабаза, из которого предполагалось возводить стены. Но тут от хозяина поступила депеша: расчистку и планировку участка прекратить; художнику изобразить виды округи с привязкой к предполагаемым постройкам; отправить рисунки Воронцову. Через год пришли чертежи нового проекта. Его автором был Эдвард Блор – любимый архитектор британских монархов.
Блор справился с задачей блестяще: он создал детальный облик дворца, чьи фасады не только символизируют единение культур Востока и Запада, но и идеально сочетаются с пейзажами, которые зодчий созерцал только на представленных ему картинах.
Осенью 1837 года инспекторскую поездку по Крыму совершил Николай I. Самодержец и августейшее семейство высоко оценили старания Воронцова по благоустройству полуострова. Гостили в Алупкинской резиденции Михаила Семёновича, где похвалили и «сад из равняемых скал», и господский дом, имеющий все мыслимые тогда удобства: канализацию, горячую воду.
Протекает и ползёт
За минувшие столетия Алупкинский дворец пережил немало природных катаклизмов и политических катастроф – от землетрясений до войн, однако сохранился, по счастью, в целости – в основном благодаря высочайшему качеству строительства. Но в середине минувшего века здесь был организован музей, и хлынувший поток экскурсантов уподобился цунами. Антропогенная нагрузка на постройки и парк увеличилась на несколько порядков.
Возникли проблемы с инженерными сетями. Возникла угроза подтопления подвалов и, как следствие, активизации оползней. Когда на парадной лестнице, которую охраняют львы, начали крениться подпорные стены, администрация заповедника стала бить тревогу.
О том, что изношенность несущих элементов достигла критической отметки, сообщила прохудившаяся кровля. Выяснилось: деревянные стропила пришли в негодность и нуждаются в полной замене.
Секреты прочности
В 2017 году приступили к долгожданному ремонту.
В соответствии с первоначальным замыслом крыша над основными зданиями теперь сделана из меди. А декоративные деревянные «флажки» под скатом точь-в-точь такие же, какие были при Воронцове.
Заново проложены подземные коммуникации. Объекты музея-заповедника наконец-то обзавелись современными водопроводной, канализационной, пожарной, водоотводящей системами.
Не перестаёт удивлять мастерство людей, трудившихся здесь в первой половине XIX столетия. Оказалось, что трубы проложены в толще скалы, на которой покоятся постройки. Незыблемость конструкции позволила водопроводу и канализации прослужить более полутора веков. Действующие по сей день смотровые колодцы существенно облегчили задачи нынешним инженерам.
Не обошлось и без сюрпризов. В процессе земляных работ нашли загадочный тоннель. О его предназначении мнения специалистов разошлись. По всей видимости, это галерея для отвода воды во время ливней. Но возможно и то, что открыли часть коридора, соединяющего кухню в хозяйственном корпусе и парадную столовую.
Какой оставишь след?
Последним этапом наружных работ стала укладка брусчатки. Шуваловский проезд изначально был замощён осколками диабаза. Полвека назад их закатали в асфальт. Якобы такое требование выдвинули администраторы танцевальных коллективов главных театров страны: балерины, порхающие в фильме «Небесные ласточки», который снимался во дворце, категорически отказывались работать на неровной поверхности. Клали асфальт наскоро, и он быстро растрескался. Латки положения не спасали.
Новое покрытие привезли из Карелии. Там уже много лет добывают благородный габбро-амфиболит, ближайший родственник гранита. Поверхность камня «состарили», чтобы он гармонировал с фактурой стен окружающих построек.
При снятии асфальта были обнаружены фрагменты исторической мостовой. Их сохранили. Ещё бы: в позапрошлом веке по этим камням ступали первые лица Российской империи – Михаил Воронцов и Николай I, а в 1945 году, во время проведения Ялтинской конференции лидеров стран антигитлеровской коалиции, здесь прогуливались премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и председатель Совета народных комиссаров СССР Иосиф Сталин.
Заодно восстановили чугунные люки на колодцах. Их реплики изготовлены в Челябинске по старинным артефактам, которые были найдены здесь же.
Внимательный глаз замечает мелкие, казалось бы, детали. Реставраторы вернули первозданный облик беломраморному фасаду фонтана, расположенного возле библиотечного корпуса. И каскад, помнящий первых хозяев имения, ожил! Вскоре здесь опять заструится вода, а в резной чаше, так похожей на «Фонтан слёз» Бахчисарайского дворца, будут покоиться две розы – в память об Александре Пушкине и его потаённой любви...
Не надо печалиться!
Такое оптимистичное название получил концерт из цикла «Под сенью воронцовского платана», ознаменовавший окончание работ на территории так называемого «Хозяйственного двора», ныне культурного центра в структуре заповедника.
Однако преобразования продолжаются.
На Южной террасе помимо мраморных львов привлекают внимание аккуратно сложенные и пронумерованные столбы с фирменными навершиями, выточенными из крепчайшего и очень капризного диабаза. Восстановление ограждения – следующий этап реконструкции.
Поскольку все эти годы музей ни на день не закрывался для гостей, работы приходится производить с учётом «человеческого фактора», постоянно корректируя маршруты передвижения групп. Кстати, парк пополнился важными новшествами – системой видеонаблюдения и освещением. Теперь по извилистым дорожкам можно беспрепятственно прогуливаться в тёмное время суток.
На смену строительным специалистам придут реставраторы. Возрождение исторических интерьеров – дело неспешное и очень кропотливое. Заместитель директора заповедника Константин Касперович вспоминает, как мастера из Московского Кремля трудились над Китайским кабинетом: «Он декорирован оригинальными циновками из китайской рисовой соломки, и каждую соломинку чистили отдельно. По такому же принципу будут проводиться работы на других объектах».
Иван КОВАЛЕНКО, крымовед
Читайте также: Связь Крыма и Китая: от древности до современности