Реакция педагогов и родителей: Госдума узаконила трудовое воспитание школьников

Реакция педагогов и родителей: Госдума узаконила трудовое воспитание школьников

Фото: Наталья Сомова
Крымская газета
Реакция педагогов и родителей: Госдума узаконила трудовое воспитание школьников
Среда, 26 июля - «Крымская газета».

Эй, ухнем!..

Объявленный в России Годом педагога и наставника 2023-й ознаменовался тем, что Госдума узаконила трудовое воспитание школьников.

Новые грани воспитания

Вопрос о трудовом воспитании поднимался ещё в январе этого года. Отмечалось, что дети обязаны добросовестно осваивать образовательную программу и индивидуальный учебный план. И вот – свершилось! Если раньше запрещалось привлекать ребят без согласия (собственного или родителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, то теперь этот запрет снят. Соответствующие изменения парламентарии внесли в закон «Об образовании».

В частности, принятые поправки вводят принципы трудового воспитания школьников, возвращают серебряные медали и устанавливают новое название предмета ОБЖ – Основы безопасности и защиты Родины. Отметим, что серебряная медаль исчезла из школ в 2013 году, когда было решено отказаться от медалей вообще. Однако год спустя награды «За особые успехи в учении» стали снова вручать, но только за отличную учёбу. Вместе с тем, российские регионы вправе самостоятельно устанавливать правила поощрения учеников, поэтому, например, серебряную медаль до сих пор вручают ученикам в Томской и Магаданской областях.

Помимо прочего, закон корректирует понятие «воспитание», дополнив его составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. Также документ расширяет понятие «воспитание» и содержит указание, что это деятельность, направленная в том числе на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. Так, учащиеся будут обязаны участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой, с учётом возрастных и психофизических особенностей. Отныне в соответствии со статьёй 43 закона «Об образовании» школьники должны бережно относиться к школьному имуществу, поддерживать в классе и школе в целом чистоту и порядок, а ещё «участвовать в общественно полезном труде, направленном на формирование трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда».

По словам министра просвещения России Сергея Кравцова, решение о введении в школах трудового воспитания вызывает положительные отзывы у многих родителей и учителей.

– Когда-то это было и в нашем детстве, в этом нет ничего плохого, – считает глава ведомства. – Посадить цветы, сделать небольшую уборку в своём классе… Многие родители говорили, что из «Артека» ребята приезжают и начинают застилать кровать, убирать за собой, мыть посуду. Я уверен, что это будет положительно воспринято, и родители многие об этом говорили, и педагоги. Конечно, вместе с учителями мы ещё обсудим, как реализовывать данный закон, чтобы это было интересно ребятам. Чтобы мы здесь никого не заставляли, а прививали уважение к труду школьникам. Чтобы, когда вырастут, они прививали это уважение своим детям.

Василий АКУЛОВ

Сказано

Депутат Госдумы Сергей КОЛУНОВ:

– Трудовое воспитание – вложение в будущее России. Дефицит кадров только в сфере строительства и ЖКХ сегодня составляет 260 тысяч человек. Впредь с учащимися 6-11-х классов будут заниматься профессиональной ориентацией.

Председатель Тамбовской областной думы Евгений МАТУШКИН:

– Результаты своего труда приятно видеть каждому: вымытые парты, прополотые грядки, выращенные цветы на пришкольных участках. Да и отношение к тому, что сделано своими руками, как правило, более бережное. Раньше никогда общественно полезный труд не был в тягость ученикам, он воспринимался не как нагрузка, а как неотъемлемая часть школьной жизни.

Депутат Госдумы Алексей ГОВЫРИН:

– Детей надо приучать к труду с детства. Уверен в этом и как депутат, и как многодетный отец. Например, они могут посадить деревья или цветы на пришкольной территории, провести уборку в классе, спортзале, помочь по хозяйству пожилому человеку. Посильный труд никому не повредит, более того, от этого выиграют все: и сами ребята, и общество.

Заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 Евгений ЯМБУРГ:

– Нечего воспитывать белоручек. В моей школе никогда не отказывались от труда в разных его вариантах. Во-первых, дети должны воспитываться с пониманием, что нет никаких слуг, которые будут мыть за них стены, полы и так далее. Поэтому школьники сами всё делают. Но, труд не должен быть отупляющим. Во-вторых, сейчас школьный труд может быть самым разным. Например, даже маленькие дети уже способны работать на 3D-принтерах 3D-ручками. И это тоже сложная работа.



По теме

Читаемое