Что превратило скромное поселение в крупнейший транспортный узел полуострова? Ответ лежит на поверхности – точнее, вдоль стальных рельсов.
Сегодня Джанкой – крупнейший железнодорожный узел Крыма, через который проходят все поезда на полуострове. А история города началась с небольшой станции, которая дала жизнь его первой улице и навсегда изменила судьбу скромного поселения. Эта история – о том, как рельсы и паровозы превратили «милую деревню» (именно так переводится название города Джанкоя) в важный транспортный центр.
ОТ БАРАКОВ У ПУТИ – К ПЕРВОЙ УЛИЦЕ
История главной железнодорожной артерии Джанкоя неразрывно связана с улицей Крымской. Она возникла в 1870-х годах стихийно, как и многие поселения при крупных стройках. Рабочие, прокладывавшие пути Лозово-Севастопольской железной дороги, селились во временных бараках прямо у полотна. Так на карте будущего города появилась его первая улица, сохранившая своё название до наших дней.
Изначально Крымская была центром жизни для железнодорожников и их семей. Поэтому рядом с вокзалом открылась первая церковно-приходская школа, где занятия вели священнослужители местного храма. А неподалёку от путей возвышался храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, увы, разрушенный в советские годы (его кирпичи позже пошли на строительство бани).
РОЖДЕНИЕ ВОКЗАЛА, РОЖДЕНИЕ ГОРОДА
Строительство дороги длиной в 665 километров от Лозовой до Севастополя велось в рекордные сроки. Уже в 1874 году была открыта станция Джанкой на участке Мелитополь – Симферополь. Это событие стало отправной точкой стремительного роста поселения. Сюда из окрестных сёл потянулись обозы с зерном и другой сельхозпродукцией, что потребовало строительства инфраструктуры: первой крупной мельницы, мастерских, магазинов.
В 1892 году, после завершения строительства ветки на Феодосию, станция стала узловой, а в 1903 году для неё построили первое капитальное здание вокзала. Джанкой быстро превращался в значительный торговый и логистический центр. Не- удивительно, что в июле 1917 года посёлок получил статус города.
ИСПЫТАНИЕ ВОЙНОЙ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
XX век стал для станции суровым испытанием. Здание вокзала дважды разрушалось – в Гражданскую и Великую Отечественную войны. В 1941 году на подступах к Джанкою действовали советские бронепоезда, сдерживавшие натиск врага. 31 октября город был оккупирован, а железнодорожный узел подвергся значительным разрушениям.
Но уже весной 1944 года, сразу после освобождения Крыма, началось его восстановление. К маю того же года на станции были отстроены все пути, поворотный круг и вагоноремонтный пункт. Работали 14 молодёжных бригад, восстанавливавших не только дорогу, но и весь город. В послевоенные годы значение узла только возросло, особенно в период строительства Северо-Крымского канала, для которого Джанкой стал ключевой логистической базой.
ВЗГЛЯД ИЗ ПРОШЛОГО
Оживлённую атмосферу станции в 1925 году запечатлел Михаил Булгаков в очерке «Путешествие по Крыму». Писатель провёл здесь семь часов в ожидании поезда на Феодосию и оставил колоритное описание: «В зале первого класса, за стойкой, иконописный, похожий на завоевателя Мамая, татарин поил бессонную пересадочную публику чаем». Он же упомянул и о местном «колорите» – юном чистильщике обуви, который «завыл на весь Джанкой», получив всего 30 копеек.
Сегодня Джанкойский вокзал, реконструированный в 2006–2007 годах, – это современный транспортный узел, разделённый на пригородную и главную части. На его территории установлены мемориальные доски, хранящие память о значимых событиях. А улица Крымская, с которой когда-то начинался город, остаётся немым свидетелем его удивительной истории, начавшейся со стука молотков и гудка первого паровоза.
Олег АНФАЙЛОВ.
Читайте также: Молочные реки на площади Ленина: история одной из улиц Симферополя