При лунном свете: откуда появилась традиция давать концерты во дворе Воронцовского дворца

При лунном свете: откуда появилась традиция давать концерты во дворе Воронцовского дворца

Фото: Михаил Гладчук
Крымская газета
При лунном свете: откуда появилась традиция давать концерты во дворе Воронцовского дворца
Среда, 01 марта - «Крымская газета».

Именно в Алупке прозвучали финальные аккорды блистательных гастролей Рахманинова и Шаляпина в 1898 году. Но «Крымская газета» узнала, как это частное событие для узкого круга людей повлияло на появление прекрасной музыкальной традиции уже в наши дни.

В СИЯНИИ ЗВЁЗД

Знаменитый южный фасад Воронцовского дворца – одно из любимейших мест гостей полуострова и кинематографистов. Он выполнен в стиле индо-мусульманского зодчества XVI – XVII веков и по замыслу архитектора должен напоминать резиденцию эмиров Гранады – Альгамбру. Даже вдоль всего фриза повторяются надписи, позаимствованные из этой крепости – слова правителя Мухаммада I «Нет победителя кроме Аллаха». А в семье Воронцовых этот портал называли музыкальным холлом. Именно здесь, на южных террасах, в сентябре 1898 года, завершая свои гастроли в Крыму, играл Рахманинов, аккомпанируя Шаляпину. Этот эпизод сохранился в воспоминаниях супруги известного тенора Антона Секар-Рожанского Елены Рудольфовны.

– «На рояле стояло всего лишь два канделябра. Портал освещал лунный свет. Но Рахманинов играл все произведения наизусть. Конечно, он аккомпанировал Шаляпину». Можно представить этот сентябрьский вечер. Уносится, растворяется в бесконечном пространстве голос Шаляпина. Он исполнял арию короля Рене из произведения «Иоланта» Чайковского, а музыка Рахманинова доносилась до самих звёзд, – рассказывает методист научно-просветительского отдела Алупкинского дворца-музея Мария Четверикова.

Доподлинно установить, кто ещё присутствовал на этом камерном мероприятии, сложно.

– Дворец в то время переходил от одного внука Михаила Семёновича к другому, и трудно сказать, кто из гостей именитых был здесь. Скорее всего, это была семья Воронцовых, их друзья. Открытые концерты начинают делать именно внуки Воронцова. Сюда приглашали императорскую семью на чаепитие. Больших концертов не было. Играли приглашённые музыканты, – уточняет Мария Четверикова.

ЗАГАДОЧНАЯ КОМНАТА

Поскольку стояла ещё тёплая погода то концерт проводился на открытом воздухе. В Голубой гостиной, которая изначально создавалась как домашний театр, Рахманинов не выступал.

Северная часть комнаты служила сценой, а южная, где принимают сейчас посетителей, была зрительным залом. Обстановка в комнате сохраняется с 1906 года, только рояль фирмы «Беккер» появился в коллекции дворца-музея уже в советский период.

– Здесь в последний раз в своей жизни давал концерт Михаил Семёнович Щепкин. Во время выступления ему стало плохо с сердцем, а через некоторое время он скончался в гостинице «Бристоль». Он читал отрывок из «Мёртвых душ» Гоголя, – рассказывает Мария Четверикова о трагическом происшествии в августе 1863 года.

ПО ЗАВЕТАМ КЛАССИКОВ

Традицию, заложенную четой Воронцовых в проведении концертов и театрализованных постановок, было решено продолжить уже в наши дни. В летнее время здесь проводятся концерты «Под сенью воронцовского платана».

– В прошлом году на этой площадке у нас состоялось четыре концерта совместно с Крымской государственной филармонией. Безусловно, украшением стало выступление молодых талантов, которые обучаются в Санкт-Петербургском Доме музыки под руководством Сергея Павловича Ролдугина. В этом году мы надеемся, что у нас состоится программа, посвящённая как раз юбилейному году Рахманинова, – сообщила руководитель отдела научно-просветительской работы Алупкинского музея-заповедника Светлана Верховская.

Тот факт, что концерты классической музыки стали знаковым событием для полуострова, подтверждает и высокая награда: проект стал лауреатом Государственной премии Республики Крым.

Борис СЕДЕНКО



По теме