Предвыборная кухня Турции: тяжелый бой Эрдогана

Предвыборная кухня Турции: тяжелый бой Эрдогана

Фото: piqsels.com
Крымская газета
Предвыборная кухня Турции: тяжелый бой Эрдогана
Вторник, 11 апреля - «Крымская газета».

Через месяц – 14 мая – в Турции пройдут президентские и парламентские выборы. С учётом того, что это государство играет значимую геополитическую роль, влияя на многие международные процессы, в том числе и непосредственно связанные с нашей страной, её предвыборная кухня волей-неволей вызывает интерес.

Сразу нужно сказать, что для такого матёрого и тёртого политика, коим является действующий президент Реджеп Эрдоган, текущая избирательная кампания, пожалуй, наиболее тяжёлая и непредсказуемая в плане итоговых результатов.

И на то есть целый ряд объективных факторов. Главные из них – серьёзное инфляционное давление, а также недавнее землетрясение, последствия которого ещё долго будут аукаться Турецкой республике в виде колоссальных трат на восстановление жилья и инфраструктуры. Речь идёт о многих десятках, если не сотнях, миллиардов долларов, которых в нужном объёме попросту нет, а привлечение финансовых ресурсов извне – та ещё задача.

Поэтому Эрдоган, можно сказать, во многом пошёл ва-банк, инициировав (конституция страны это позволяет) проведение выборов в мае, а не в сентябре. То есть, взвесив все «за» и «против», он выбрал вариант, при котором, видимо, хочет успеть зацепиться за пока ещё внушительную поддержку своих сторонников.

Вместе с тем динамика угасания популярности, что называется – налицо. Согласно социологическим опросам, за правящую Партию справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет Эрдоган, в конце марта готовы были проголосовать 31 – 34% избирателей, тогда как по итогам парламентских выборов 2018 года эта политсила набрала 42,3%.

Бороться с этой тенденцией турецкий лидер решил путём кардинального партийного обновления. В частности, было объявлено, что ко всем без исключения партийцам будет применено правило «трёх сроков» при формировании предвыборных списков. То есть функционеры партии, которые уже отработали депутатами три парламентских срока, в списки не попадают. Как следствие: теперь в списках есть 19-летний кандидат, а также большее, чем обычно, женщин-кандидатов. Поэтому состав фракции ПСР в парламенте нового созыва сменится не менее, чем на 70%.

Также Эрдоган намерен в случае победы на президентских выборах значительно обновить состав кабинета министров и привести в правительство новые лица. Другими словами, действующий президент старается отбиться от основной претензии оппозиции, которая критикует главу государства за чрезмерную косность, консерватизм и желание всё законсервировать под соусом стремления обеспечить в Турции порядок и стабильность.

Основным оппонентом Эрдогана, что очевидно, будет 74-летний Кемаль Кылычдароглу, лидер Республиканской народной партии (НРП) – также опытный политик (депутат парламента Турции с 2002 года). Он был выдвинут единым кандидатом от оппозиции, что позволило обеспечить неплохой избирательный фундамент: по многим мартовским опросам он является чуть ли не фаворитом президентской гонки. Однако тут следует учесть, что Эрдоган умеет мастерски превращать слабости в свои сильные стороны. Как в случае с тем же землетрясением: сейчас он – в центре внимания, практически в ежедневном режиме отчитываясь перед гражданами Турции о том, что делается для восстановления пострадавших от трагедии регионов. А сделано уже действительно немало. И оппозиции, честно говоря, особо-то и нечем парировать в этой ситуации.

В общем, исходя из текущих предвыборных раскладов, эксперты прогнозируют, что оппозиция вполне способна взять как минимум близкое к большинству место в парламенте. А вот насчёт перспектив отвоевать президентский пост – пока не факт. Ведь при всех достоинствах Кылычдароглу, среди которых – умение находить общий язык со многими оппонентами, Эрдоган, как ни крути – харизматичен и дерзок, прежде всего, на международной арене, что многим в Турции импонирует.

Никита ПЕТРОВ



По теме