Общаясь со знакомым гвардии сержантом Вадимом с позывным Кузнец, услышал короткую, но ёмкую характеристику о нём как человеке – «настоящий». И в ходе разговора с этим спокойным сорокалетним мужчиной лишь убедился в точности этого определения.
ШКОЛА МУЖЕСТВА
Наш собеседник был призван на службу во время частичной мобилизации в сентябре 2022 года.
После школы родители предлагали поступить в военное училище, но он выбрал другую специальность. И лишь получив высшее образование, пошёл на срочную службу.
– Тогда многие ребята пытались откосить. Это было модно, так сказать. А тот, кто шёл служить, был не в почёте. Но я отправился служить с удовольствием. Мне хотелось прийти и поменять свою жизнь. Так оно и получилось, – рассказывает Вадим.
Он поясняет, что после службы в Вооружённых Силах Российской Федерации его мировоззрение кардинально изменилось, а сам он возмужал. Вернувшись на гражданку, обзавёлся семьёй. Вышло так, как и планировал.
– По военно-учётной специальности в военном билете я стрелок, и это одна из востребованных специальностей во время мобилизации. После срочной службы, конечно, очень серьёзная мотивация была в плане становления, саморазвития. С детства в разных коллективах нормально уживался всегда, мне было легко попадать в новое общество и соответственно себя проявлять. Поэтому для меня служба в армии не была чем-то тяжким, – признаётся он.
Как настоящий мужчина, он освоил много специальностей. После армии устроился в строительную организацию, работал и водителем, и начальником цеха металлоизделий, и на агропредприятии. А перед самой мобилизацией Вадим открывал своё дело:
– Но не успел оформить – сейчас брат занимается этим: сварочные, кузнечные работы. Цех действует.
К сожалению, заговор стран западных стран вынудил Россию начать спецоперацию, чтобы защитить жителей Донбасса и Крыма. Вадим внимательно следил за новостями, обсуждал их с друзьями и кумовьями:
– Они мне говорили как бы в шутку: «Наговорил на себя». Когда разговор заходил, я всегда отвечал: «Придётся мне служить – я свою семью пойду защищать. Это даже не обсуждается». Когда пришла повестка о мобилизации, ни минуты не раздумывая, пришёл военкомат.
Уже через три дня Вадим с другими мобилизованными земляками из Ставропольского края был в Крыму, где началась их подготовка.
В БЕДЕ И РАДОСТИ
Гвардии сержант спокойно отмечает, что с непривычки поначалу «за ленточкой» было страшно. Но со временем к выстрелам и взрывам начинаешь относится спокойнее, осваиваешься. А дежурства и работа заставляют быть собранным. Но и хорошие товарищи рядом тоже укрепляют дух. Поскольку взвод практически весь состоял из ставропольских, бойцы быстро познакомились, притёрлись.
– Сейчас это, конечно, другие отношения – братские. Это доверие друг другу, – отмечает Вадим. – Как говорится, всё познаётся в беде: когда и раненых помогали вытаскивать, и обстрелы были. Всё это сближает. Но не только беда – и радостные моменты были. Сейчас это очень хорошие отношения со всеми. А мне как замкомандира взвода нужно знать каждого нового бойца, надо, чтобы он влился в коллектив, как-то этому способствовать, помогать. Это получается благодаря опыту в гражданской жизни, когда я работал начальником цеха и приходилось выходить из разных ситуаций, чтобы не было конфликтов, чтобы работа шла и люди были все довольны. Здесь то же самое, но только люди военные, – констатирует он.
«За ленточкой» подразделение, в котором служит Кузнец, держит оборону, бойцы возводят и укрепления, ведут наблюдение в островной зоне, а когда позволяет обстановка, выезжают оттачивать навыки на полигон и получать новые знания.
– Мы стараемся, чтобы люди были взаимозаменяемы: в случае выхода из строя одного бойца при ранении, а он, допустим, управляет квадрокоптером, чтобы любой боец мог взять его обязанности. Во взводе каждый может пользоваться и умеет управлять дроном. Это постоянные занятия, чтобы люди умели обращаться с разными видами оружия. Но в любом случае есть человек, который определённую задачу выполнит лучше, – отмечает Кузнец.
ЧТОБЫ БЕЗ ПОТЕРЬ
Один из запоминающихся, духоподъёмных эпизодов произошёл после подрыва Каховской ГЭС и последующего наводнения. Кузнецу предстояло вывезти свой взвод к месту эвакуации на лодке.
– Это было очень опасно, потому что мы были на открытой местности. В любой момент нас могли просто накрыть артиллерией или танком. Вывез свой взвод. И соседние взводы. Были ребята раненые – помог и им. Когда уже сели в машину и выехали, у меня была радость на душе. Просто чувство удовлетворения, что всё хорошо. Все на земле, сухие, живы и здоровы. Слава богу! Без потерь мы вышли. Все на месте, за кого я в ответе, с кем вместе не один пуд соли съели, – улыбается он этому воспоминанию.
Для него Победа в том и заключается, чтобы все его товарищи по окончании конфликта вернулись к родным живыми и здоровыми.
– Для меня самая главная задача – это сохранение личного состава, всех бойцов. Потери есть – не без этого, но нужно снизить их до минимума, – говорит он. – Задачи выполнять нужно, но не наобум: приказ дали – глаза выпучил и побежал. Так делать нельзя. Нужно выполнять обдумав – чтобы не допустить потери личного состава, – подчёркивает он.
Как и другие военнослужащие, наш собеседник горячо желает, чтобы российская армия парадом прошла по улицам Киева.
– Хочется, как в своё время наши деды в Берлине поставили свой флаг, чтобы и мы на Верховную Раду водрузили флаг Российской Федерации, обозначив этим Победу, капитуляцию Украины, – говорит он.
Но если фронтовые дороги не приведут его подразделение в Киев, а потребуется работать на других направлениях, то наш собеседник не против установить триколор в той же Одессе.
– Это будет тоже большая Победа, если Одесса вернётся в состав Российской Федерации, как это исторически было, – считает Вадим.
ТЯЖЁЛЫЙ ДЕНЬ
Гвардии сержант представлен к награде. Как старший группы, Кузнец заводил людей на пересменку в наблюдательный пункт, расположенный в островной зоне. Часть группы поменяли, она загрузилась и уплыла. Но в этот момент оставшиеся бойцы были замечены вражеским коптером.
– В течение целого дня мы подвергались воздействию миномёта, были сбросы, «Баба-яга», FPV-дроны. Прямого столкновения не было. Раньше смотрели фильмы фантастические – усмехается он. – Так вот это всё сейчас происходит. Тяжело в этом плане воевать – радиоэлектронная борьба нужна. Но и со стрелкового оружия мы сбиваем. Два человека я вывел оттуда, пока была пауза. Вчетвером, если бы побежали, то могли бы все и погибнуть. А мы вдвоём ещё остались – попозже вышли. Как у старшего группы, у меня задача сохранить жизнь людям в первую очередь, – повторяет он.
К сожалению, одного товарища группа потеряла. Другие бойцы благодаря командиру роты, который организовал серьёзную спасательную операцию, были успешно эвакуированы. Сам Кузнец получил два ранения.
– Утром, в 8 часов, сброс был с коптера – в ноги осколки прилетели. В принципе, передвигаться мог. А ближе к двум прилетел FPV-дрон со снарядом от гранатомёта. Получается, вплотную стоял к тоненькой стене, а он – с другой стороны прямо туда, где я был. Получил тяжёлое ранение руки. Слава богу, кости целы. Хотелось бы, конечно, побыстрее, но, к сожалению, задеты нервы, они заживают намного дольше. Медленно, но уверенно процесс идёт, – рассказал он.
Даже находясь на лечении, он в курсе всей обстановки на линии боевого соприкосновения.
– У меня там остались ребята, товарищи, то братство, которое у нас образовалось. Каждый день на связи, узнаю, как у них дела, что происходит. Знать, что у них всё более-менее нормально, – уже на душе легче, – отмечает Кузнец.
Сам он, как только восстановится, намерен выполнять поставленные задачи как прежде.
И БУДЕТ МИР
У нашего собеседника нет навязчивой идеи сделать что-то особенное, после того как завершится спецоперация. На протяжении двух напряжённых лет военной службы он не особо задумывался о каких-либо ритуалах.
– Когда демобилизация произойдёт, вернусь домой, к семье и продолжу то дело, которое я начинал. Знаете, лучшая работа – та, которая тебе нравится. Я её нашёл, занимался тем, что было по душе, чему посвящал всё время. Иногда даже супруга ругалась, что дома не видела. Хотелось бы вернуться к этому, когда все задачи будут выполнены, все вопросы решены, – говорит он. – После окончания конфликта хочу встретиться с теми людьми, с кем начинал этот путь. Периодически кого-то вижу, кто-то далеко, но связь поддерживаем. Кого-то уже нет, к сожалению. Надо встретиться в обязательном порядке.
Мысли о доме тоже посещают на фронте, и их не так просто отогнать.
– Не получается не думать: всё-таки жена, двое детей, дом, родители, друзья. Периодически скучаешь прямо, – грустно улыбается Вадим. – Но понимаешь, что находишься в зоне боевых действий. Когда работаешь, это всё уходит на второй план.
Настоящий человек, который в определённой степени является примером... Но кто же стал образцом для него самого?
– Для меня всю мою жизнь пример – это отец. Так получилось, что он вырос без отца и практически всего в жизни добился сам. Его мама – моя бабушка – помогала чем могла, но не было такой возможности, чтобы обеспечить всем. Тому, что есть у меня и брата, нас научили родители. Сейчас им тяжело: они воспитывали ребёнка, а теперь он уехал на войну. Когда в отпуск приезжал, видно было, что отец изменился. Естественно, когда всё спокойно – это одно, а сейчас мать и отец переживают очень сильно… Я желаю им долгих лет жизни. Они образец мужества.
Борис СЕДЕНКО