16 апреля 1945 года началась грандиозная по масштабу и значению Берлинская наступательная операция, завершившаяся 2 мая взятием столицы нацистской Германии.
80 лет назад войска 1-го Белорусского, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов нанесли гитлеровскому «тысячелетнему» рейху сокрушительные удары. По количеству задействованных с обеих сторон бойцов и военной техники советское наступление на Берлин стало самым крупномасштабным сражением во всей мировой истории!
Агония нацистского чудища
Хотя любому здравомыслящему человеку весной 1945 года было ясно, что участь нацистской Германии уже решена, Гитлер продолжал цепляться за каждый шанс продлить агонию своего рейха. Пытаясь удержать Берлин, он поручил командование немецкой группировкой генералам, лучше других проявившим себя в оборонительных сражениях. Позиции на подступах к столице Германии тщательно укреплялись. Вовсю продолжала работать и геббельсовская пропаганда.
Солдатам и ополченцам из фольксштурма настойчиво вбивалась в головы мысль о том, что не всё ещё потеряно, что на помощь Берлину идёт снятая с Западного фронта 12-я армия генерала Вальтера Венка, что вот-вот будет создано «чудо-оружие», которое сразу же изменит ход войны и позволит немцам вновь устремиться к Москве.
Солдат и гражданское население пугали свирепостью «восточных варваров», уверяя, что они не пощадят в Берлине ни стариков, ни женщин, ни детей. А когда методы убеждения не действовали, применялись расстрелы на месте за дезертирство, за отступление без приказа и, в отношении командиров, за приказ на организованное отступление.
Последняя крепость гитлеровцев
Берлин и его окрестности были превращены в огромную мощную крепость. Передовой рубеж обороны опирался на широкую и полноводную реку Одер, а в полосе наступления 1-го Украинского фронта – на её крупный приток, реку Нейсе. Он включал в себя до пяти сплошных линий траншей. В 10–20 километрах позади располагался второй укреплённый рубеж. Наиболее мощным в инженерном отношении он был на Зееловских высотах. Имелся ещё и третий рубеж, находившийся в 20–40 километрах от переднего края.
При оборудовании позиций вражеское командование широко использовало естественные препятствия: озёра, реки, каналы, овраги. Каждый населённый пункт был превращён в маленькую крепость, приспособленную к круговой обороне. Бетонные доты, врытые в землю танки и самоходные орудия ещё более усугубляли трудность прорыва оборонительных рубежей противника.
А в тылу у нацистов находился Берлин, разделённый на девять секторов обороны и обрамлённый тремя кольцевыми оборонительными обводами. Все улицы, ведущие к центру города, были перегорожены баррикадами, на площадях и перекрёстках располагались позиции для артиллерии и миномётов. Многие здания гитлеровцы приспособили к круговой обороне. На их верхних этажах располагались стрелки, пулемётчики и бойцы с фаустпатронами.
Всего на защиту столицы и прилегающих к ней районов немцы бросили до миллиона солдат, более 1500 танков и самоходных штурмовых орудий, не менее 9300 стволов артиллерии и от 2200 до 3300 боевых самолётов (по разным данным). С учётом очень высокой мотивации личного состава эта группировка представляла собой большую силу.
Наши силы и план операции
Но и наши воины были мотивированы ничуть не меньше. Для окончательной победы над ненавистным врагом им оставалось сделать хоть и большое, но всего одно усилие: прорваться к логову нацистского зверя, овладеть им и заставить верхушку Третьего рейха капитулировать. Только так можно было обеспечить долгожданный мир.
Операцией командовали выдающиеся советские вое- начальники – маршалы Георгий Жуков, Иван Конев и Константин Рокоссовский, возглавлявшие 1-й Белорусский, 1-й Украинский и 2-й Белорусский фронты соответственно. Всего в трёх этих оперативных объединениях было 2 миллиона 350 тысяч солдат и офицеров, 41 600 орудий и миномётов, 6250 танков и САУ (самоходных артиллерийских установок), более 7500 боевых самолётов. Ни до, ни после апреля 1945 года такая концентрация сил и средств для участия в одной войсковой операции ни одной армией мира не достигалась!
Главную роль в наступлении играл 1-й Белорусский фронт. Командовавший им Георгий Жуков после раздумий пришёл к единственно возможному в той ситуации решению: начать наступление сразу во всей полосе своего фронта одновременно с таким же наступлением соседнего 1-го Украинского фронта. Таким образом можно было выявить слабые места во вражеской обороне и не позволить противнику маневрировать резервами, бросая их на наиболее угрожаемые направления.
подвиг на века
Так как сразу обойти и охватить с флангов наиболее укреплённые немцами Зееловские высоты не представлялось возможным, их, как и другие участки вражеской обороны, тоже пришлось сначала атаковать в лоб. Только когда советские войска расширили плацдармы на западном берегу Одера, а Гитлер не разрешил оборонявшей высоты 9-й армии вермахта отступить к Берлину, она была обойдена с флангов и окружена. После этого овладение вражеской столицей стало вопросом считанных дней.
Операция началась 16 апреля, а уже 20 апреля линия фронта приблизилась к Берлину настолько, что тяжёлая артиллерия 1-го Белорусского фронта смогла преподнести бесноватому фюреру «подарок» на день рождения, приступив к обстрелу столицы его пресловутого «тысячелетнего» рейха. А на следующий день наши передовые части ворвались на её окраины и ефрейтор Александр Муравьёв водрузил первое советское знамя на одно из берлинских зданий.
Одновременно с юга к Берлину прорвалась 3-я гвардейская танковая армия, входившая в состав 1-го Украинского фронта. 23 апреля огромный город был окружён. Попытку армии Венка деблокировать Берлин на следующий день советские войска успешно пресекли. Началась агония нацистского чудовища, но, подобно смертельно раненному зверю, берлинский гарнизон продолжал отчаянное и крайне ожесточённое сопротивление.
Впрочем, советских бойцов, имевших к весне 1945 года огромный боевой опыт, такое обстоятельство не смутило. С неукротимой решимостью они со всех направлений продвигались к центру Берлина и выказывали в уличных боях не только доблесть и мужество, но и воинский профессионализм.
1 мая 1945 года над рейхстагом взвилось Знамя Победы – штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии. Окончательно вражеское сопротивление в этом здании, являвшем собой символ германского рейха, было подавлено в ночь на 2 мая. В 7 часов утра последний гитлеровский комендант Берлина генерал Гельмут Вейдлинг подписал приказ о капитуляции для всех частей гарнизона.
Это была блестящая победа! В 1983 году английский военный историк Джон Эриксон дал ей такую оценку: «Взятие Берлина – величайшая операция во всей военной истории человечества». И мы с ним совершенно согласны!
Сергей КОЛДИН